Размер Цвет Изображения Выйти
7-ая сессия //

ГЕОРГИЙ СУРКОВ: «МНЕ НУЖНО СОЕДИНЕНИЕ АРТИСТА-ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ…»

- Первый день репетиций оставил у меня на удивление хорошие впечатления. На удивление, потому что, когда приходишь к незнакомым артистам, при первой встрече всегда возникает некий конфуз, неловкость. Они пытаются как-то себя показать – кто они, что могут, тебе, наоборот, намекнуть, что ты, в общем – никто. Знакомство – не самая приятная часть репетиционного процесса. Почти во всех театрах так.

На Таганке все прошло хорошо. Есть ощущение, что артисты хотят работать, что им интересно, значит, не надо тратить время, чтобы их увлечь и зажечь. И второе, что меня порадовало – они очень аккуратно подходят к тексту. Это огромный плюс и редкость в наши дни. Как правило, на первой же читке артисты, не зная ни текста, ни персонажей, ни истории, начинают играть, изображать. А эти артисты сегодня очень бережно, тонко, внимательно читали текст. Я теперь даже боюсь потерять, спугнуть их состояние внимания и осторожности. Я благодарен, что и подбор, и распределение ролей сложились очень удачно.

Что касается моей концепции постановки спектакля – это и сотворчество, и нет. «Нет», потому что я предлагаю очень конкретную форму, ее невозможно будет как-то под себя менять, разрушать. Если такое произойдет, все сломается. Я постараюсь сделать форму настолько жесткой и точной, чтобы этого не случилось.

А сотворчество заключается в следующем. Мой метод работы с текстами Вырыпаева таков, что главное, конечно, в том, что написал он. Но дальше, в процессе работы, уже мы с артистами пытаемся определиться в своем отношении к нему. Понять, что чувствую я. Или артист, играющий в пьесе. Мне нужно соединение артиста – человека с его жизненным опытом, его прошлым, настоящим, будущим, с тем, что он читает. Это важно. Он читает, и что-то из текста с ним соединяется, что-то в него попадает. Чему-то его собственные душевные струны отзываются. И вот это – важное для него самого - он должен попытаться передать со сцены зрителю.

Это полностью зависит от самого артиста. Может быть, ему будет близко совсем не то, что мне. Но я постараюсь развить в нем именно его восприятие, не свое. И вот здесь, безусловно, очень важен человек, который выходит на сцену. Идеально было бы, если б артисты оставались самими собой, думали и чувствовали по-своему, но при этом существовали в предложенной жесткой форме.

Дело в том, что тексты Вырыпаева самодостаточны. Они переполнены информацией, смыслами, философией, их не надо дополнять действием, игрой, не надо развивать персонажей, перевоплощаться в них. По-моему, это лишнее, что только уведет внимание от сути самого текста.

У нас не будет особых действий, не будет игровых сцен. Это предполагает сама пьеса, там для действия просто нет места. Вошли два человека, сели и разговаривают, кроме этого ничего и нет. На первом плане текст, через него, а не через действие передается вся информация, как эмоциональная, так и философская, так построена пьеса. Но и читкой я свой эскиз не назову, потому что артисты будут взаимодействовать между собой, а не просто говорить с залом. Поэтому удерживать внимание зрителя можно только через актерскую потребность произносить этот текст. Если они будут чувствовать необходимость говорить эти слова, тогда внимание не уйдет, если же не найдут ее внутри себя, не почувствуют, что им этот текст важен, тогда ничего не получится. Зажечь их текстом, возбудить в них желание его произнести – моя задача.

Я сам испытал чувство, которое хочу пробудить в них, с него для меня и начался автор Вырыпаев. Это была острая необходимость прочитать кусок его пьесы «Иллюзии» другому человеку, моему, в том случае, другу детства, с которым я никогда в жизни не говорил про театр, пьесы, репетиции. И вот я его посадил и говорю: послушай, и прочитал отрывок из «Иллюзий». Значит, текст настолько во мне что-то изменил, что я делаю нечто, для нашего общения из ряда вон выходящее, так я хочу это передать. Есть очень сильные мои эмоции, есть сумасшедшая необходимость донести их другому, и есть огромная жажда, чтобы другой их понял, принял.

Я хочу, чтобы артисты, если смогут, сделали все с таким отношением. Тогда сработает.