В постановке, осуществленной к 45-летию Театра на Таганке, Юрий Любимов соединяет грустный романтизм Андерсена, символистский эстетизм Уайльда и фантастический реализм Диккенса. Добрая мудрость сказки переплетается с веселой энергией и стремительной динамичностью театрально-циркового действа. А молодые актеры, составляющие большинство участников спектакля, осваивают не только вокально-пластическую партитуру постановки, но и сложные акробатические трюки. Неожиданно светлая и озорная атмосфера сценического праздника не исключает четкости формы, столь традиционной для «Таганки», чьи синтетические постановки постоянно поворачиваются какими-то новыми гранями. Так, на сей раз действо большей частью перемещается на батуты, олицетворяющие то морские глубины, то городскую площадь, то крышу дома. Костюмы, отличающиеся привычным аскетизмом, одновременно обретают элементы «сказочной» красоты или задорной шутливости: серебристые волосы русалок и золотистые латы Принца соседствуют с чудными головными уборами Святочных Духов — спиралевидным светящимся колпаком или простецкой шапкой-ушанкой. Разумеется, не забыто и «волшебство»: в ловких руках фокусника ярко вспыхивает афиша спектакля, самовозгораются свечи и летают игривые огоньки.
Между тем, экстравагантность формы отнюдь не заслоняет содержание известных литературных произведений. Тематически близкие фрагменты традиционно объединяются в единую сжатую композицию. Во имя воплощения своей мечты о любви и обретения бессмертной человеческой души страдает кроткая андерсеновская Русалочка, словно выброшенная на землю из свободной морской стихии. Уайльдовский Счастливый принц, отдавший бедняку свои сапфировые глаза, «прозревает» душевно, осознав бессмысленность своего прежнего существования, и спешит восполнить дефицит доброты и участия, недоданные когда-то людям. При этом толпа презирает и ослепшего принца, утратившего успешно-победный вид, и бескорыстную Ласточку, заплатившую жизнью за свою преданность. Словно в противовес жутковатым подробностям и печальным финалам этих сказок возникают поучительные хеппи-энды и домашний уют диккенсовских «Рождественских повестей». Хотя, очевидно, во избежание излишнего морализаторства в них усиливаются гротескно-комедийные акценты. Но несмотря на то что «тени минувшего» бодро кувыркаются на батутах, а «Святочные Духи» азартно музицируют, ничто не мешает им выполнять свою миссию по спасению души человека. Потому, поборов алчную страсть к наживе, холодный вымогатель обретает новую жизнь, а самоуверенно грубый циник, вынужденно меняясь к лучшему, избавляется от одиночества. Преданность и верность, пройдя испытание недоверием, становятся только крепче, а «сверчок за очагом» хранит тепло счастливого дома. Во всех историях речь идет о любви и предательстве, жертвенности и равнодушии, а также о становлении человеческой души, обретающей мудрость и просветление в преодолении себялюбия и стяжательства.
Марина Гаевская
Премьера: 23 апреля 2009 г.
Свободная композиция, сценография и постановка | Юрий Любимов |
Эскизы сказочных костюмов | Рустам Хамдамов |
Музыка | Владимир Мартынов |
Пластика | Андрей Меланьин |
Хормейстер | Татьяна Жанова |
Постановка и исполнение фокусов | Юрий Савицкий, Тарас Гусак |
Тренеры по батутам | Константин Гвоздецкий, Денис Кибенко |
Алексей Граббе | |
Теклтон | Тимур Бадалбейли |
Фея, Ласточка, воробей Пип | Александра Басова |
Святочный дух прошлых лет | Анатолий Васильев |
Снип | Дмитрий Высоцкий, Никита Кудрявцев, Никита Лучихин |
Дух нынешних святок, Почтальон | Иван Зосин |
Юноша Скрудж, колокол | Виктор Карпеко |
Бедная женщина, Тилли | Александра Кузнецова |
Профессор орнитологии | Филипп Котов |
Счастливый принц, Принц («Русалочка») | Константин Любимов |
Мэй, Сестра юноши Скруджа | Мария Матвеева |
Бабка, Горемыка, Калеб | Дмитрий Межевич |
Племянница, Мамаша, Крэтчит, Мэг | Полина Нечитайло |
Русалочка, Берта, воробей Топ | Анна Хлесткина |
Учитель, Профессор-искусствовед | Михаил Лукин |
Мать Мэй миссис Филдинг | Марина Полицеймако |
Дама со скрипкой | Анна Попова |
Джон | Михаил Лукин, Иван Рыжиков |
Фея | Анастасия Захарова |
Морская ведьма | Екатерина Рябушинская |
Юноша | Никита Лучихин |
Боб Крэтчит, Старик, Эдуард | Андрей Смиреннов |
Крошка | Нана Татишвили, Екатерина Варкова |
Дух Марли | Сергей Трифонов |
Тростничок | Сергей Цимбаленко |
Оркестр | Екатерина Варкова, Иван Зосин, Филипп Котов, Никита Кудрявцев, Никита Лучихин, Дмитрий Межевич, Анна Попова, Юлия Стожарова |
Русалки, феи | Александра Басова, Екатерина Варкова, Мария Матвеева, Полина Нечитайло, Анна Попова, Юлия Стожарова, Нана Татишвили |
Советники мэра | Иван Зосин, Виктор Карпеко, Филипп Котов, Никита Кудрявцев, Михаил Лукин, Никита Лучихин, Андрей Смиреннов |