Размер Цвет Изображения Выйти
1-ая сессия //

Семен СЕРЗИН о работе в проекте РЕПЕТИЦИИ

У меня, безусловно, остались хорошие впечатления от работы над эскизом. Мы с артистами работали увлеченно, и, по-моему, нашли между собой контакт и понимание. Для меня это – первоочередное.


Я узнал артистов, готовых к очень серьезным глубоким постановкам. Это было прекрасно. И в этом же таилась некоторая трудность, даже не трудность, а такое досадное сожаление, что из-за предельно сжатых сроков нам приходилось эти глубинные вещи, которые они могут и хотят играть, промахивать, пролистывать просто из-за недостатка времени. Я с такими большими мастерами работаю первый раз в жизни. Они как-то сразу ухватывают суть, и тогда очень хочется сейчас же начать в этой сути разбираться, но надо идти дальше, у нас всего неделя, и мы идем, и так это жалко оставлять… 

В этой пьесе, чем она тоже привлекает, у всех полноценные, многоплановые роли, а у нас в эскизе работа с актером началась – по-хорошему, вот сегодня она началась. Народные артисты сыграли, конечно, за счет своего мастерства, каждый сыграл, как умеет. Распределение сложилось очень точно, показ это подтвердил. 

Я считаю, что в качестве эскиза у нас состоялась правильная работа, нам удалось, думаю, показать намерение в целом. Для меня этот показ важен еще тем, что он выявил и слабые стороны, ценно то, что говорили зрители, посмотревшие эскиз, и эксперты. Я яснее вижу некоторые свои изначальные ошибки. Повторю, это актерская пьеса, в ней работа с артистами – самое главное. Персонажи неоднозначные, в них есть и скрытое, противоречивое, подспудное и явное, и надо очень углубляться именно в характеры, психологию, состояние душ героев, их истории, а нам пришлось – такие условия – просто по макушкам скакать. Эти артисты справились, они так сильно зазвучали, может быть еще и потому, что у них, кроме дара, огромный опыт за плечами – это не отнимешь. 
Я получал огромное удовольствие от работы с ними, истинное удовольствие. Ведь с мастерами и себя чувствуешь лучше, словно сам над собой поднимаешься, это прекрасное ощущение. 

Я очень доволен, но без эйфории, а разумно доволен, я чувствую, что мы как-то правильно бросили зерна в землю… Эльзы, название, кстати, мало кому нравится, а мне – напротив. Много пластов в эскизе выпало, это неизбежно в такой короткий срок, например, у героини – мы предельно сжали все ее монологи, сделав упор на одну, пусть главную составляющую, это любовь. А ведь там есть и ощущение родины, чувство дома, проблема идентификации себя – где я, кто я – я, человек, изначально потерянный. Куда-то меня привезли, поселили, вот тебе родина.

На первой репетиции Юрий Николаевич Смирнов высказал интересную мысль: два одиноких человека нашли друг друга в своем одиночестве. А находит она когда – только на 76-м году жизни действительно находит себя, понимает – кто она есть. Разве не трагедия тут?

И много, много еще есть в этой пьесе направлений и тем, оставшихся пока в стороне, собственно само ее наполнение осталось. Что делать – это лаборатория, эскиз, и такие потери неизбежны. Теперь подождем, что решит экспертный совет, если одобрит, с радостью продолжим. Вообще, если сказать честно, приступая, к эскизу ли, к полноценной ли работе, я боюсь знать, что и как я буду делать. Ощущение – про что делать, у меня есть, в данном случае это любовь, трагическая любовь. А как делать я не могу точно знать, да и не хочу еще и потому, что для меня важен прежде всего артист, и я исхожу в работе именно из того, какой он. Я же не представлял – какой он, Юрий Смирнов, какая Любовь Селютина, вот теперь знаю.

Беседовала Елена Соловьева