Размер Цвет Изображения Выйти
4-ая сессия //

Александра Толстошева: «Мы все дни старались понять, как существовать по-другому»

(Режиссер «Ужасных детей» о своих впечатлениях после показа эскиза спектакля)

Начну с главного. Я безумно благодарна своим артистам - Лизе Высоцкой, Юле Стожаровой, Никите Лучихину, Саше Марголину. Признательна нашему помрежу Мире Ардашевой, которая, кроме того, что носилась со всеми возникающими в ходе репетиций проблемами, так еще, как мне кажется, стала участником этого эскиза наравне с артистами. Спасибо звукорежиссеру Андрею за то, что терпеливо разбирался со всеми нашими техническими заворотами. Благодарна за то, что они поддержали нечто, что казалось им не совсем ясным. Не просто поддержали, а как-то отчаянно в это бросились, я бы сказала. Было очевидно сразу, что сложностей возникнет очень много – и с материалом, и со сценарием, и с формой, и, главное, – с манерой актерской игры. Но ребята абсолютно и безоговорочно мне поверили. И, конечно, меня поразило их невероятное желание работать. Просто на износ. Научиться играть на бас-гитаре за семь дней (пальцы - в кровь) – пожалуйста! Освоить игру на ударной установке – пожалуйста! Вот это восхищает.

Сказать сегодня, что «получилось – не получилось» в эскизе, внятно и осознанно я не смогу - должно пройти немного времени. Если честно, я не ожидала от ребят такой открытости. Без нее ничего бы не вышло. Было ясно, что времени в обрез, а работы с артистами - безумное количество, причем скрупулёзной. Самым простым оказалось сделать музыкальные номера, поскольку все актеры невероятно одарены музыкально. Самым сложным - обозначить и решить, как играть и про что. Не хватило времени на то, чтобы добиться того, о чем мы договорились. Поэтому эскиз получился очень угловатым, рваным, с сюжетными дырами и провисами.

Все вопросы, связанные с инсценировкой и жанром, как мне кажется, – вопросы к манере актерского существования. Я предложила своим артистам отказаться от некоей «острой псевдопсихологической» манеры игры. Все они очень темпераментные, причем с таким открытым и невероятно смелым темпераментом, что, естественно, мгновенно встретилось с моим режиссерским решением. История Кокто настолько уязвимая и пограничная, что в столкновении с конкретным ортодоксальным психологизмом бытовой драмы начинает граничить с пошлостью. И вот, уходя от этого, мы все дни старались понять, как существовать по-другому.

Не секрет, что я учусь у Юрия Николаевича Погребничко, играю в его театре, работаю с его артистами, поэтому, естественно, предложила то, что мне близко, и то, как меня учат здесь, – играть и ставить. А это – уже другая грань кристалла, и мы начали на ней работать. Могу сказать, что в процессе у нас очень многое получалось. Конечно, когда появилась публика, произошло некоторое смещение. Это нормально. Тем более, что у артистов не было полной уверенности, что играть так - это правильно. Самое удивительное, что они совсем не сопротивлялись и с интересом включались в процесс. За это ребятам огромное спасибо!

Для меня эта неделя репетиций – невероятный опыт. Я впервые работала с незнакомыми артистами – надо было их в любом случае как-то зацепить, а потом и все время цеплять, не расслабляться. Я, наверное, только через несколько дней пойму, как нужно было на самом деле расставить приоритеты. Участие в проекте - это бесценный опыт.

Вот я это все говорю, а на самом деле я просто сижу и не понимаю, как все это могло произойти! Не хочется расставаться…

P.S. Экспертный совет предложил Александре Толстошевой поработать с материалом и переписать инсценировку спектакля, чтобы в дальнейшем представить новый эскиз «Ужасных детей». Удачи!