театр на Таганке

Влюбленные часов не наблюдают

Это очень долгий поцелуй, оттого что оба они боятся тех слов, которые нужно говорить после
Спектакль «104 страницы про любовь» по одноименной пьесе Эдварда Разинского, события которой разворачиваются в 60-ых годах, собрал в Театре на Таганке два типа людей. Одни помнят это время хорошо. Для них юность шла за руку с Политехническим музеем, анекдотами про Брежнева и запахом сигарет в кафе. Другие понятия не имеют, кто такие шестидесятники и чем они отличались от следующего поколения, кроме законов сложения. Получилось ли у зрителя переместиться во времени и как выглядит формула идеальной любви – в спектакле Виктории Печерниковой.
Позвольте познакомить вас: добрый мой приятель… Электрон

Историй про любовь мы видели немало, пожалуй, даже чересчур много. Настолько, что само слово, обозначающее чувства самые светлые, может вызвать несварение. К счастью, эта постановка – исключение из набивших оскомину штампов про любовь. Спектакль начинается с появления Поэта (Сергей Кирпичёнок). Фигура крайне интересная: он размышляет о природе чувства со зрителем, не забывая попросить сигарету у главного героя Евдокимова (Павел Лёвкин). Поэт одет по последнему писку моды, носит портфель и комментирует события на сцене. Он катализатор для развития отношений между стюардессой Наташей (Надежда Флёрова) и ученым Электроном Евдокимовым. Фактически именно после выступления Поэта в кафе, где тот читает стихи, герои появляются в жизнях друг друга. Обаятельный в своем напоре Евдокимов и Наташа, которая хочет сохранить свою независимость, поэтому настаивает на раздельном счете. А еще пить вино они будут исключительно, как мужчина с мужчиной.

Поэт мелькает на фоне, как случайный пассажир. Одновременно с этим он выступает и в роли рассказчика, становясь как будто персонажем двух миров: сцены и реальности. Этим он напоминает еще одного известного повествователя, близкого друга Евгения Онегина из Петербурга.

— Поэт, на мой взгляд, герой вне времени. Он ищет, о чем можно говорить со зрителем. Если рассказывать про любовь, надо брать эпоху 60-ых. История может выглядеть вымышленной, хотя, на самом деле, вдохновлена реальными событиями. Я встречалась с Эдвардом Станиславовичем и это было невероятное чувство – общаться с человеком, чей мир ты воплощаешь на сцене. Пьеса написана в 63-ем году, автор – ровесник своих героев, он писал про себя. Все, что можно было передать из той эпохи в наше время, мы показали на сцене, — рассказывает режиссер Виктория Печерникова.
Эпоха 60-ых: опьянение от свободы

Для тех, кто о 60-ых не знает ровным счетом ничего, спектакль открывает новый мир. В этом заслуга не только режиссера, но и художника Ксении Кочубей. Приталенные пальто, яркие платья, объемные прически – и это только то, что можно увидеть на героях постановки. Вокруг них – вселенная из знакомых даже нам стеклянных графинов, серванта «Хельга» и кружевных салфеток. В кафе играет джаз, на улицах читают стихи и кажется, что нет ничего невозможного.

— Это было время надежд: молодежь верила, что от их решений зависит судьба страны. Хрущев съездил за границу и увидел, что существует такой феномен, как «молодежные кафе». Они появились у нас и мгновенно стали культурным центром притяжения для молодого поколения. В кафе играл джаз, читали стихи, можно было выпить сухое белое вино. Для людей 60-ые были глотком свежего воздуха. К сожалению, эта эпоха закончилась слишком быстро, — вспоминает Виктория Печерникова.

Сегодня человеку, который не застал эпоху 60-ых, влюбиться в это время проще простого. Что еще остается зрителю, когда люди, причастные к созданию спектакля, несут это чувство как на сцене, так и вне ее?

— Время было невероятным, сколько выходило потрясающих фильмов без всякой советской наигранности, а просто настоящих и искренних. Как играют Губенко, Любшин в картине «Мне 20 лет» – это стало для меня открытием. Музыка эпохи была ничуть не хуже, чего стоит Аида Ведищева и сила ее голоса... В процессе подготовки к спектаклю мы изучали много материалов, и я рад, что смог стать частью этой команды, — рассказывает исполнитель роли Евдокимова, Павел Лёвкин.
Секрет идеальной любви в ее несбыточности

Отношения между главными героями развиваются бурно, искрят и порой ранят других, а главное – друг друга. Евдокимов отказывается от прошлой жизни, в которой менял девушек как перчатки, а Наташа словно провоцирует его, целуя другого. Герой-любовник нашел человека, с которым готов быть навсегда. Жаль, что у самых ярких чувств часто печальный конец.

— В основе многих произведений лежит смерть любви. Идеальная любовь – эта та, которая не случилась, — считает Павел.

С этим трудно не согласиться. И, как в «Евгении Онегине», Поэт оставляет своего героя в одиночестве, отдавая когда-то взятые у Евдокимова три сигареты.
Текст: Алевтина Сорокина
Фото: Мария Рябкова