• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
08/02/2020

Две порции радости и компот

Автор: Наталья Поддубняк

В конце 2019-го года в бывшем театре Юрия Любимова прошла презентация работ участников проекта «Метаморфозы Таганки» — экспериментальной лаборатории, связанной со звуковыми поисками. О своих впечатлениях от итогового показа рассказывает Наталья Поддубняк.
Пожалуй, ничто так не будоражит воображение человечества, как мир будущего. Есть все основания полагать, что искусство, пусть и изменится, но всё же не исчезнет, и люди также будут ходить в театр, кино, посещать концерты и выставки. Вот только что их там будет ждать? На «Метаморфозах Таганки» четыре команды — под руководством Дмитрия Мазурова, Саши Пас, Сергея Филатова и хэдлайнера проекта Эндрю Квина — решили пофантазировать на эту тему и представили пространство театра будущего.
Театр — это не только сцена, актёры и зрители — так подумали участники лаборатории театрального продюсера Саши Пас и решили начать метаморфозы… с буфета. Как оказалось, в меню были включены эмоции, чувства и ощущения. По сути, это и есть «начинка» театрального искусства. Не хватило эмоций в спектакле? Добро пожаловать в буфет! Все эти «биодобавки» участники лаборатории поместили в бокалы с разноцветной жидкостью. При помощи датчиков возникали ритмичные звуки, похожие на стук, хлюпанье, бульканье, шум моря, сигнализацию, переливы арфы. Получилась вполне законченная композиция, образующая четкую музыкальную форму. Но Саша Пас, одержимый различными приспособлениями (например, на своей платформе Playtronica он придумал воркшоп для детей, где они при помощи электропроводимого пластилина и батареек заставляли светиться светодиоды), решил не ограничиваться буфетом: за сценой он презентовал устройство, по проводам которого виртуально пустил кровь. Пас подключил датчики к материалу, при надавливании на который можно было услышать биение человеческого сердца, а также как течёт кровь по сонной артерии и сосудам. «В будущем мы все будем жить в капсулах, как в “Матрице“…в этом состоянии, человек будет слушать звуки собственного тела» — пояснил руководитель лаборатории.

Сочинение композитора Дмитрия Мазурова, несмотря на свою самобытность, среди остальных работ произвело впечатление чего-то более классического. Автор использовал помимо электронного звучания акустические инструменты и вокальный ансамбль. Кроме музыкальной составляющей, прозвучал родной для стен Таганки монолог Хлопуши, который читал на сцене этого театра более 50 лет назад Владимир Высоцкий. Композитор поработал с различными звуковыми эффектами: кластерным звучанием голосов, игрой (щипком) по струнам фортепиано, звучанием африканского инструмента калимбы. Такая скорее космическая, нежели человеческая музыка очень наглядно демонстрирует, как из разных призвуков и шумов рождается музыкальная ткань: получается своеобразная лаборатория в лаборатории.
После небольшой экскурсии по различным помещениям театра зрителей наконец привели в зал, где эскиз из своего спектакля «Forest off» представил видеохудожник Эндрю Квин. Выглядело это довольно сюрреалистично: три «нимфы», восклицающие «хвала тебе» герою, идущему к солнцу, абстрактная проекция, символизирующая разные стихии, электронная музыка. Эндрю Квин известен как создатель спецэффектов к культовым фильмам «Матрица» и «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Также он работает и с оперными постановками: в 2011 году художник сделал виртуальные декорации для спектакля по мотивам оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» для Венгерской государственной оперы, а также декорации со светодиодным освещением для постановки «L’ORFEO» в Канберре (Австралия) в 2014 году.
Таганке не привыкать быть местом смелых экспериментов. Ещё в 70-е годы она во многом предвосхитила эстетику нового театра. Сейчас в театре правят бал молодые режиссёры, а лаборатории, ставшие популярными в последнее время, проводятся на постоянной основе и помогают в поисках новых, современных форм существования музыки и театра.