В Театре на Таганке спустя 52 года поставили нового «Тартюфа»

Что скрывается под яркой упаковкой барочного фарса в спектакле «Lё Тартюф. Комедия»?
В Театре на Таганке спустя 52 года поставили нового «Тартюфа»
Алиса Скальская

«Lё Тартюф. Комедия» – проект максимально амбициозный. Во-первых, пьеса Мольера уже гремела в этих стенах – 52 года назад вышла постановка самого Юрия Любимова. Причем этот овеянный легендами спектакль до сих пор в репертуаре Таганки. Во-вторых, режиссер Юрий Муравицкий задался целью воспроизвести весь мольеровский текст досконально, без купюр – а это изрядный объем довольно тяжеловесных на слух реплик, которые порой произносятся со скоростью пулеметной очереди (иначе, пожалуй, вместо двух с половиной часов с одним антрактом спектакль растянулся бы, по крайней мере, на четыре).

Определенное напряжение, которое в связи с этим испытываешь поначалу, быстро проходит – стоит лишь отдаться четкому ритму, в котором существуют персонажи, напоминающие кукол в коробке сцены. Они и двигаются кукольно, и разговаривают лишь с одной, заданной для каждого интонацией. Перед нами словно разворачивается действие какого-то барочного механизма, запущенное тайной пружиной. Порой эта пружина дает какие-то сбои – и герои, словно сбиваясь, принимаются петь романс «Напрасные слова» или путают яростный монолог с речью Гитлера.

Интересно, что за гротескную внешность героев и пространство, в котором они проживают мольеровские страсти, отвечает Галя Солодовникова – она же была художником по костюмам в спектакле «Электротеатра Станиславский» «Тартюф», вышедшем в постановке Филиппа Григорьяна в 2016 году. Однако ничего общего между этими спектаклями нет – григорьяновский мошенник и лицемер, прокравшийся в богатый дом, был буквально Григорием Распутиным, которого приютила царская семья. Кто же таков Тартюф Муравицкого, сказать сложнее. Он то напоминает хиппанутого лидера секты, то Рассела Бренда, то будто превращается в нациста.

Вообще, несмотря на кажущуюся жесткую заданность ритма и образов, спектакль выглядит удивительно живо (взять хотя бы живых музыкантов,  аккомпанирующих происходящему в костюмах галантного века). В процессе от героев постепенно отстают слои раскрашенного поролона, и под конец (довольно, признаем это, внезапный и совершенно неожиданный) проявляется их истинная человеческая сущность. Ну и главное, «Lё Тартюф. Комедия» – это действительно комедия, местами настоящий оголтелый фарс, так что довольно быстро зал становится той частью общего механизма, что отвечает за дружный хохот. Однако и это свойство – смешить – спустя время трансформируется в свою противоположность. И перед вами уже не игра в куклы, а какая-то другая, местами пугающая. Мольеру бы понравилось.

Ближайшие показы 8 марта и 3 апреля.

Вероятно, вам также будет интересно:

7 спектаклей, на которые можно пойти всегда

Режиссер Борис Юхананов: «Я подзаряжаюсь от космоса»

На спектакле «Петровы в гриппе» лихорадит всех: и актеров, и зрителей


Фото: Алиса Скальская