Размер Цвет Изображения Выйти
Архивные спектакли //

Электра

Электра // Театр на Таганке

трагедия

В 431 году до н.э. афинский драматург Софокл написал пьесу «Электра», образы и темы которой актуальны и в наше время. Спустя несколько столетий Гуго фон Гофмансталь дополнил текст трагедии. А знаменитый японский режиссер Тадаси Судзуки совместил эти пьесы и поставил по ним необычно интересный спектакль. Тадаси Судзуки — японский режиссер, широко известный во всем мире. Кембриджский университет ставит Судзуки в один ряд со Станиславским, Мейерхольдом, Брехтом, Стрелером и Бруком. Его метод тренинга актеров изучается в разных странах. Он - мастер неожиданных и оригинальных интерпретаций, без чего не обошелся и спектакль «Электра». Постановка с неизменным успехом прошла во всем мире, а со сцены Театра на Таганке очаровала и московского зрителя. Роль Клитемнестры — матери Электры — Тадаси Судзуки представлял исключительно в исполнении Любови Селютиной.

 

Режиссер-постановщик
ТАДАСИ СУДЗУКИ;

Дизайн света, декораций, костюмов
ТАДАСИ СУДЗУКИ;

Композитор
МИДОРИ ТАКАДА;

Ассистент режиссера
Ёити Такэмори;

Осветитель
Мититомо Сиохара;

Ассистент режиссера, переводчик
Елена Накагава;

Генеральный продюсер
Икуко Сайто.

Основано на тексте Гуго фон Гофмансталя и Софокла. Постановка осуществлена при содействии Японского фонда исполнительских искусств и Центра исполнительских искусств г.Сидзуока.

Премьера: 10 октября 2007 г.


Комментарии режиссера

Весь мир — больница, и все мужчины и женщины — ее обитатели. Это убеждение является движущей силой всех моих театральных постановок. Другими словами, я воспринимаю драму как форму выражения, в которой драматург кристаллизует свои наблюдения, свое понимание людей как пациентов. Некоторые драматурги могут возразить этому, но я полагаю, что все великие пьесы основаны на подобных интерпретациях. Таким образом, местом действия некоторых из моих работ в театре были больницы, а точнее — больницы для душевнобольных.
Электра не исключение. Лишенная всех семейных связей, героиня моей пьесы живет в одиночестве, практически бессловесная, в больнице. Все, к чему она стремится, это отомстить своей матери, предавшей ее. Это стремление к отмщению становится мрачной фантазией, все более страстной из-за абсолютной невозможности совершить его. Моя постановка — это попытка представить эту фантазию в стиле, раскрывающем визуально и на слух традиции национального японского театра.
Почему именно в такой интерпретации, спросите вы, раскрываются страдания Электры, описанные античными греческими драматургами? Потому что я верю, что агонии душевных лишений, которым подвержены пациенты больницы, безвыходная ситуация, в которой находятся он или она — общая истина на все времена, для всех народов и обычаев. Исходя из этой перспективы, судьба Электры, принцессы Аргоса, не просто пласт культуры, а особенная ситуация. Мой способ выражения явился вынужденным побуждением моего желания подчеркнуть то, что человеческое существо в любое время и в любой стране подвержено опасности жестокой и безумной жизни.
Если, как я сказал, все мужчины и женщины являются пациентами больницы, то логично будет предположить, что там также есть и доктора, и медсестры или, что там есть надежда на выздоровление. Однако, с моей точки зрения — это не так. Возможно, что медсестры такие же больные, как и пациенты. Что касается докторов, которым полагается быть ответственными за лечение, они на самом деле вообще не существуют. Если это так, скажете вы, то нет различий между пациентами и непациентами. Совершенно верно. Единственное, что можно предположить, что даже без помощи со стороны докторов и медсестер человек может хотя бы продолжать сомневаться в том, болен он или она или нет. Я полагаю, что великие мастера всегда были людьми сильно сомневающимися в этом смысле, и их творения — всего лишь публичные записи того, что их такими сделало. Если весь мир — больница, должна быть хоть небольшая надежда на выздоровление. Тем не менее, кто-то все-таки может попробовать прояснить, в западню каких душевных болезней попадает человек. Я верю, что именно это и есть задача современного художника-творца.

 

Действующие лица и исполнители:
ЭлектраНана Татишвили
КлитемнестраЛюбовь Селютина
ХрисофемидаАлександра Басова
ОрестМихаил Лукин
ХорНикита Кудрявцев,
Андрей Смиреннов,
Сергей Цимбаленко
ДокторФилипп Котов
МедсестрыМария Акименкова,
Елизавета Высоцкая,
Мария Матвеева,
Елена Посоюзных,
Галина Трифонова,
Анна Хлесткина
ПеркуссионистМидори Такада,
Петр Главатских