Размер Цвет Изображения Выйти
Архивные спектакли //

Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)

Автор: ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ


Премьера – 30 сентября 1997 г.


Режиссер – Юрий Любимов

Художник – Владимир Карашевский

Композитор – Владимир Мартынов


Все творчество Достоевского посвящено постижению, как он сам говорил – «разгадыванию» тайны о человеке. Он – величайший гений онтологической поэтики и знаковый автор: имя его и его героев стали нарицательными при упоминании о «загадочной» русской душе, мучительном русском характере, гибельном, ищущем, жестоком и смиренном, обуянном гордыней и приниженном, изломанном. Богоискательство и богоборчество, искушение и истязание, все добро и зло таится в сокровенных глубинах мятущейся человеческой природы.

«Братья Карамазовы» – последний роман Достоевского. Внешне это – история отцеубийства, в которую вовлечены все братья. Есть две женщины – терзающая и жертвенная, прекрасные обе. Еще два полюса – отец и незаконный сын, выродок.

Внутренне это – соединение и столкновение трех сторон необузданного русского характера: беспредельность чувства, безграничность (и опасность) разума, безмерность жажды святости, смирения. Все происходящее – результат неистовых притяжений и отталкиваний героев.

Юрий Петрович Любимов Достоевского любил, а героев его – нет. И особенно «карамазовщину», ему было чуждо богоборчество, все эти «Я не бога не принимаю, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю…», «… возвращаю билет», крики о вседозволенности. Он этот мир любил. Но не в первый раз он ставит Достоевского. Достоевский – автор молодых. И герои его молоды, и вопросы их мучающие – те, что неизбежно приходят к думающему человеку во время взросления. Любимов этот мир принимал, ставя романы Достоевского, он не хотел мириться с тем, что для многих в нем такие вопросы – даже и не вопросы, все ответы заранее готовы и не вызывают сомнений. Поэтому и выкладывал во время спектакля «Преступление и наказание» школьные сочинения, где подросшие дети писали, что мол – правильно убил, жаль, что попался. Вот этого режиссер не мог принять.



Сценический образ спектакля выстраивается тремя пространствами: центр – стол с доказательствами преступления, его мы видим и в кабаке, за ним же святые отцы поведут философскую беседу. На натянутой линии стола есть все: кровь, вино и русский спор. Второе пространство – суд и зал, захватываемый процессом. Третье – особое, теневое – дождливое, строительно-рубероидное. Люлька, она же клетка для осужденного, ведра, веники, сырость – Скотопригоньевск. В рубероиде светятся дырки – звездное небо.

Концептуальное решение – через суд над Дмитрием Карамазовым. Убил отца, а может и не убил… Разворачиваясь, суд охватывает всю картину предшествующих событий и страстных отношений героев: друг с другом, с собственной душой, с Богом и миром божьим.

 

Фото

Федор Павлович Карамазов

Феликс Антипов

Иван Карамазов

Сергей Трифонов

Дмитрий Карамазов

Иван Рыжиков

Алексей Карамазов

Дмитрий Муляр

Смердяков-Черт

Владислав Маленко

Григорий

Александр Силаев
Роман Стабуров

Марфа

Екатерина Рябушинская
Анна Хлесткина

Катерина Ивановна

Анна Агапова

Грушенька

Анастасия Колпикова

Хохлакова

Марина Полицеймако
Татьяна Сидоренко

Лиза

Анна Хлесткина
Александра Цыганова

Зосима

Анатолий Васильев
Эрвин Гааз

Игумен

Алексей Граббе

Отец Паисий

Сергей Подколзин

Отец Иосиф

Роман Стабуров

Первая Мать

Марина Полицеймако
Татьяна Сидоренко

Отец Иосиф

Александр Силаев

Вторая Мать

Екатерина Рябушинская
Анна Хлесткина

Председатель суда

Виктор Семенов

Секретарь суда

Сергей Подколзин

Прокурор-Инквизитор

Сергей Ушаков

Защитник

Алексей Граббе

Исправник

Феликс Антипов

Доктор Судейкин

Анатолий Васильев
Александр Марголин

Доктор Герценштуббе — Максимов

Эрвин Гааз
Александр Марголин

Горничная

Екатерина Рябушинская
Анна Хлесткина