Драконы, бесы и ужасные дети

Автор: Алиса Ганиева

Независимая газета

театр, таганка, репертуар

Жаркая сцена из эскиза спектакля «Бесы» по Достоевскому (режиссер Сергей Чехов). Фото Сергея Трифонова

К Театру на Таганке принято придираться. Мол, были люди в наше время, богатыри – не вы. Мол, как ни старайся его встряхнуть и обновить, все тлен, все дым, все мертвому припарки. И вообще надо бы, мол, театр и вовсе переименовать, ибо негоже сегодняшней Таганке наследовать знаменитое имя. А еще, дескать, лучше театр закрыть и превратить в музей памяти Юрия Петровича Любимова. Звучит все это странно, неконструктивно и немножко по-кликушески. Возможно, дело в том, что я не театрал и плохо разбираюсь в последних цеховых скандалах. А возможно, и это гораздо вероятнее, все аргументы опровергателей несправедливы, пессимистичны и даже злобны. По их логике надо было в свое время закрыть МХТ, «Вахтангова» и прочие театры сразу же после смерти их основателей. А то ишь, чего удумали,  спекулировать на имени мастера.

Но к чему я веду? А к тому, что уже полгода каждый месяц наблюдаю за гигантской работой по преображению театра. «Натан мудрый» по Лессингу (режиссер Вера Попова) рвет зал. 	Фото Маруси ГальцовойДело вот в чем. С начала осени я воспользовалась лестным приглашением войти в экспертный совет проекта «Репетиции». Это лаборатория Театра на Таганке, в которой с легкой руки директора Ирины Апексимовой от сессии к сессии рождается новый, острый, молодой и модный репертуар. В чем суть проекта? Каждый месяц сначала на Поварской, 20, а с марта уже «дома», в Малом зале только что отремонтированного театра четыре дня подряд проходит показ эскизов разных спектаклей. Эскизы готовят молодые многообещающие режиссеры в течение семи дней. После показа – обсуждение увиденного вместе со зрительным залом. А после – уже закрытая дискуссия экспертного совета под председательством историка театра, педагога Школы-студии МХАТ Видмантаса Силюнаса. Все члены внутреннего обсуждения (не считая меня, человека со стороны) – уважаемые профессионалы, знатоки театра, эксперты и члены жюри ведущих театральных фестивалей России. Театральный критик Наталья Каминская, молодой театровед Наталья Абакшонок, продюсер и режиссер Ольга Гарибова, критик, директор творческих проектов Театра на Таганке Елена Груева. Каждый эскиз рассматривается со всех ракурсов вместе с Ириной Апексимовой в присутствии режиссера. Решаем, стоит ли работать с эскизом и дальше, или попытка не удалась. Пока что выстрелило больше половины заявок, а это, если верить теории вероятности, результат не просто хороший, а отличный.

Не знаю, что за вихри потрясали труппу Таганки в прошлом, но сейчас актеры вкалывают с жаром и энтузиазмом. Поначалу, понятное дело, осторожничали и колебались, но потом дым пошел коромыслом. Работа закипела. Шутка ли: по четыре ударных представления в месяц, с незнакомыми молодыми режиссерами, да еще и с одной неделей для подготовки. Но эффект впечатляет. Сессии, что совершенно естественно, проходят неровно, раз на раз не приходится, но в чистом остатке, повторюсь, одобрено больше половины эскизов. Одни уже стали премьерой, другие (к примеру, «Мать» по пьесе «Брехта», основанной на романе Горького или «Старший сын») еще готовятся, третьи («Вий», к примеру) переживают детальную доработку и редактуру своих инсценировок.

Диалог зрителей с режиссером. В кадре – публика и эксперты: Елена Груева (стоит слева), Видмантас Силюнас (анфас в первом ряду).  	Фото предоставлено театром на Таганке
Диалог зрителей с режиссером. В кадре – публика и эксперты: Елена Груева (стоит слева), Видмантас Силюнас (анфас в первом ряду).   Фото предоставлено театром на Таганке

Процесс получается захватывающий. Во-первых, пьеса (будь то современная драматургия от Пулинович и Дюфо или классика типа Вампилова и Шекспира) по таганковской традиции начинает неожиданно взаимодействовать с нашим временем, рождая сложный и причудливый второй и третий смысл и коннотацию. Во-вторых, зал, бывает, откликается на увиденное так бурно, что впору говорить о двух спектаклях в одном – во время и после показа. Не обходится, конечно, без провокатора, спора и трагикомического фарса. Устраивает их обычно один и тот же человек: неудавшийся режиссер, который не упускает случая придраться. Устно и письменно, тем более что донос у нас в стране снова входит в моду. То патриотизма этому страдальцу не хватает. То русофобия почудится. То к Ирине Апексимовой зависть проснется: она, видите ли, «сериальная актриса». А еще понятная страсть многочисленных наблюдателей считать деньги в чужом кармане. Дескать, что это за «Репетиции» и сколько на них уходит. И где результат. А результат, он на сцене. Три премьеры уже на афишах. «Золотой дракон» по пьесе Шиммельпфеннига, поставленный Лерой Сурковой, «Кориолан» режиссера Анны Потаповой, «Петербург» по роману Андрея Белого режиссера Вячеслава Тыщука. До конца сезона выйдет еще «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович, специально адаптированная автором для театра на Таганке, постановка - Юлии Ауг.

Следующая сессия «Репетиций» пройдет с 11 по 14 апреля на Малой сцене Таганки. Любой желающий волен прийти, посмотреть эскиз и остаться на публичное обсуждение. И тоже поучаствовать в рождении новой Таганки и ее репертуара: полного эксперимента, смелых идей и нетривиальных художественных решений. Караван, как говорится, идет.

Источник: http://www.ng.ru/style/2016-03-31/16_dragons.html