Размер Цвет Изображения Выйти

В «Театре на Таганке» в октябре выйдет премьера «Старший сын» в постановке Дениса Бокурадзе

Вместе с Денисом Бокурадзе на «Таганке» работала и его команда — художник по костюмам Елена Соловьева (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»), композитор Арсений Плаксин, художник по свету Евгений Ганзбург — заслуженный работник культуры РФ (Санкт-Петербург), сотрудничающий с театром «Грань» не первый год.

Работа над «Старшим сыном» должна была начаться еще в январе, но некоторые обстоятельства помешали этому случиться. «И артисты ждали, — говорит Денис Бокурадзе, — более того, все отказались даже от отпуска ради работы над спектаклем».

В спектакле задействованы артисты театра Александра Басова, Марфа Кольцова, Александр Метёлкин, Сергей Цимбаленко, Сергей Трифонов.

В роли Сильвы — Филипп Котов, известный наверняка многим по сериалу «Зайцев плюс один», в роли Бусыгина — не менее известный (уж для самарцев точно) Василий Уриевский — постоянный участник фестивалей «Грушинский» и «Метафест». В спектакле звучат его песни, и, вообще, кажется, с гитарой Василий не расстается, постоянно перебирает струны, музыкально озвучивает движения, а порой Сильва и Бусыгин вампиловский текст читают в стиле рэп, и такое решение кажется абсолютно органичным, придает спектаклю определенную легкость, даже игривость. Несколько новых песен Василий Уриевский написал специально для «Старшего сына». Весь июль актеры репетировали, работа продолжится в сентябре, и 7 октября состоится премьера. Билеты, собственно, как и на все другие спектакли Дениса Бокурадзе, уже раскуплены.

Как работалось с чужой труппой Денису Бокурадзе? Для режиссера театра «Грань» это первый опыт постановки вне родных стен. «Работалось легко, интересно, не было никакого сопротивления, и самое главное, что таганковские актеры действительно очень хотели сделать этот спектакль», — рассказывает режиссер.

Одну из главных ролей — роль Сарафанова — в спектакле исполняет артист театра и кино Николай Чиндяйкин.

"Я очень волновался: народный артист России, более ста ролей в кино, педагог, режиссер, сейчас он является артистом МХТ им. Чехова… Я переживал — какая будет встреча? — вспоминает Денис Бокурадзе. — Мне нужен был актер с потрясающими человеческими качествами, чтобы он был открыт, добр, и я помню этот первый день, когда он пришел в театр. Николай Дмитриевич поговорил с Ириной Апексимовой, произнес: «О, в этом зале мы с Анатолием Васильевым «Серсо» репетировали…", дальше повернулся ко мне и сказал: «Ну, товарищ режиссер, командуйте. Что делать?» — и напряжение сразу ушло. Да, я, конечно, не зал, как человек будет относиться к замечаниям, но он настолько расположил к себе и доверился сам, что мы как-то сразу пошли навстречу друг другу. Поражало, конечно, его серьезное, порой трепетное отношение к материалу, и то, насколько он доверяет режиссеру, причем не было никаких скидок ни на возраст, ни на статус, абсолютно точная, честная работа, которая доставила огромнейшее удовольствие. Это человек высочайшей театральной культуры и профессионализма".

Хотя Николай Чиндяйкин часто говорил своему режиссеру: «Не мотивируй. Если выстроена совершенно точная мизансцена, я эту мизансцену принимаю, в себя вживляю и для себя ее оправдываю».

"Помню, случалось, я пробовал что-то объяснять, он меня останавливал и говорил именно то, что я и хотел сказать. То есть понимание было абсолютно точным. Но при этом Николай Дмитриевич порой подходил перед репетицией и что-то уточнял по внутреннему состоянию, по логике развития образа. Чувствовалось очень трепетное, очень внимательное отношение к слову автора", — говорит режиссер.

Но прежде чем дать согласие, Николай Чиндяйкин, можно сказать, проштудировал всю имеющуюся в интернете информацию, связанную с Денисом Бокурадзе. «Как выяснилось, он нашел все критические статьи о моих спектаклях, обо мне. И когда я попытался рассказать ему где учился, что ставил, он ответил: „Я все прочитал, чтобы иметь представление. Потому что если у меня нет уважения к режиссеру или я ему не доверяю, я никогда не буду с ним работать“.

Кстати, со „Старшим сыном“ у Николая Чиндяйкина связана и своя личная история. Актер был знаком с автором пьесы, и ровно 45 лет назад он репетировал роль Бусыгина. Тогда артисты ждали Вампилова на репетицию спектакля, но 17 августа его не стало, он погиб. „Я начал Бусыгиным, — сказал Николай Чиндяйкин, — и закончить эту историю со „Старшим сыном“ Сарафановым для меня очень важно“.

19 августа 2017 года Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет, да и у самой пьесы в следующем году тоже юбилей — 50-летие. И, возможно, именно этот факт определил выбор репертуара и для театра-студии «Грань». Этим августом у себя дома, в Новокуйбышевске, Денис Бокурадзе также приступил к работе над «Старшим сыном». Премьера состоится в марте 2018-го.