Размер Цвет Изображения Выйти

Сцены из рыцарских времён

Автор: Антон Охотников

Признаюсь честно - за всю мою жизнь мне не попадалась более нудная и нечитаемая пьеса, чем "Сцены из рыцарских времён". Да, я понимаю, что Александр Сергеевич "Наше Всё" Пушкин уже начал подумывать о том, чтобы воскреснуть и отомстить. Но так или иначе, я повторю, что за всю свою жизнь я не встречал более скучного и не впечатляющего драматического произведения. Ну может быть за исключением ещё одного опуса, но мои школьные опыты не ставят в Театре на Таганке, что есть хорошо и хорошо весьма.



Но начнём.
Место действия - Театр на Таганке.
Действие - "Сцены из рыцарских времён" пьеса по произведениям А.С.Пушкина и Дж.Г.Байрона.



Прежде чем я скажу пару слов о своём впечатлении, немного технической информации.
«История Театра на Таганке, к коей я четверть века, как причастен, не раз бумерангом возвращалась к имени и наследию Пушкина. Пушкин – явление не столько современное, сколько вневременное и всеобъемлющее. Поэтому – Пушкин. Поэтому – на Таганке. Поэтому – сегодня. Впрочем, как и вчера и, надеюсь, завтра...» - Тимур Бадалбейли, режиссер.



«Сцены из рыцарских времен » - последнее и малоизвестное драматическое произведение А. С. Пушкина. До сих пор нет единого мнения, завершил он пьесу или нет. Автор не успел сам дать название своей драме, - это сделали уже издатели, - зато оставил первоначальные подробные планы к ней, которые вошли в спектакль.



Главный герой Франц – молодой поэт, незадачливый наследник своего мещанина-отца Мартына, обуреваемый самыми разными романтическими чувствами, будь то влюбленность в недоступную аристократку Клотильду, ненависть к презренным деньгам или ревностный восторг перед благородным рыцарским сословием. Бунтующий против неравенства Франц рифмуется в спектакле с байроновским Каином, тема которого возникает из самого текста пушкинской пьесы, также как главный рыцарь Альбер с Люцифером. Искушение Каина-Франца - это вечное искушение Поэта земными благами и соблазнами. Жестоко ошибившись и разочаровавшись в рыцарях, потеряв отца и родной дом, изгнанный из замка своей госпожи, и даже возглавив бесславно подавленное народное восстание, герой остается верен своему призванию Поэта.



В спектакле стихи, романсы, сказки, афоризмы, отрывки из «Русалки» Пушкина составляют ту самую ткань, в которую вплетается сюжет пьесы.



«Я считаю, что с уходом Юрия Петровича Любимова его метод и его школу хоронить рано. Да, он не вел постоянные мастер-классы, не организовывал свою режиссерскую лабораторию, но это не значит, что его огромное творческое наследие (не только спектакли, но сам принцип, способ их создания) не имеет права на существование. Наоборот. Я хочу найти то звучание, которое сразу отличит и обозначит стилистику и эстетику нашего театра, созданного Любимовым. Если такая нота зазвучит и будет услышана, думаю, это будет достойно памяти великого режиссера». (Тимур Бадалбейли, режиссер).



Действующие лица и исполнители:
Франц / Каин / Поэт - Филипп Котов
Гоголь / Альбер / Люцифер / Сальери - Дмитрий Высоцкий
Мартын - Тимур Бадалбейли
Клотильда - Мария Матвеева
Русалка - Александра Басова
Карл Герц / Учитель танец / Рыцарь - Никита Лучихин
Ротенфельд / Мельник - Константин Любимов
Юлия Фурст / Берта - Юлия Стожарова
Бертольд / Рыцарь - Артем Болотовский
Уличный продавец / Авель / Князь / Рыцарь - Теймураз Глонти
Ева / Старшая Русалка - Марина Антонова
Ада / Маленькая Русалка - Таисия Лапина

Источник



Что я увидел на сцене? Вспомнилось:
– Как же это могло случиться? – спросил я, наклоняясь к полу.
– Этого даже я не пойму, – ответил мне дорогой мой гость, – никто не поймет и даже никогда не узнает. Думаю, что это сделали Панин со Стрижом. Но как они это сделали – неизвестно, ибо это выше человеческих сил. Короче: это чудо.




Но это чудо совершили не Панин со Стрижом. Я аплодирую режиссёру Тимуру Бадалбейли и его единомышленникам, которые сумели из действительно скучного и незамысловатого сюжета сделать захватывающее действие.



Что нужно для такого преображения? Всего лишь люди, талантливые и умелые люди, нужно немного Байрона, нужен режиссёр, который не боится нарушить традиции, ну и пожалуй нужно самое главное - нужна Таганка. Где, как известно всем понимающим людям, своя атмосфера.



Как уже говорилось, я человек дикий. Моего образования определённо недостаточно для профессионального критического разбора, но я могу оценить увиденное по главному для "конечного пользователя" (end user) критерию - понравилось или не понравилось. Было ли интересно. Почувствовал ли я настроение.



Могу ли я теперь повторить свои слова насчёт "самого нудного и скушного драматического произведения"? Дайте мне минуту на размышление... И вот ответ. Нет. Не могу. Это было интересно, это было искренне, это было от души. Может быть я просто неправильно подошёл к прочтению текста?



И поэтому я скажу спасибо господам актёрам - вы были хороши и вы сделали невозможное. Аплодисменты!



















Автор: Антон Охотников