"Вий", театр на Таганке. 16.10.2016 (премьера)

Надо что-то попробовать рассказать про "Вия", хотя это будет совсем невыносимо.
Итак...

Автор инсценировки и режиссёр - Александр Баркар
Автор песен - Веня Д'ркин
Художник - Александра Карпейкина
Хореограф - Ирина Галушкина
Музыкальный руководитель - Александр Марголин



Может ли человек выдержать тьму?..

Тьма бесспорно удалась, настоящая, густая, притягивающая, утягивающая в себя настолько, что не видишь зала и самого себя не видишь, растворяешься.
Страшная, притягательная, привлекательная нечисть, песни, звучащие, как заклинания (тяжёлая аранжировка только усугубляет эффект), танец-кружение, морочащий, привораживающий.
И разговоры, разговоры, одно и то же по кругу, забалтывание, убалтывание, ты попался, Хома.
Здесь ничему нельзя верить, здесь всё морок, кроме силы, связавшей Хому с панночкой, тянущей их друг к другу, знающих, что им друг от друга - смерть, желающих и не желающих её - себе, другому?
Они единое целое, и обречены оба.



Хома не может уйти с хутора, потому что на самом деле не хочет; захоти он этого действительно - и никто бы его не удержал.
А она - держит и не держит, она страшная (по-настоящему страшная!) ведьма и несчастная девушка одновременно, жуткое ведьминское "здравствуй, Хома!" - и любовь, горе, жалость, ведь погибнет он, обречён.
Друг друга боятся - ненавидят - и жалеют.
Жуткая молитва об уничтожении друг друга (он - Богу, она - Сатане) - это то, что ведёт к гибели.
Пожалеть, увидеть человека - обернуться, она же плачет - не дать ему посмотреть!



Матушка игуменья, запри меня в комнате...

И вот двое уже закрыты от нас спинами казаков-ведьмаков-чертей, и вот нас снова забалтывают - было это или не было, правда это или нет...
И ты понимаешь, что вот сейчас тебе прямо со сцены дано разрешение понимать финал так, как ты хочешь.
И я бы, может, и рассказала здесь о своём финале, но... но только вдруг поняла, что хочу оставить его себе.

- Здравствуй, Хома.
- Поднимите мне веки.


Может ли человек выдержать тьму?
Да - если имеет в душе источник света.
Как это весь спектакль выдерживала Александра Басова, от которой невозможно было оторвать глаз, даже когда она просто сидела на краю сцены, самая настоящая панночка, эта утягивающая в себя лишающая силы воли тьма и настоящая человеческая мука...





Как со всем этим справились остальные и как, чорт побери, это сделал Александр Баркар?
Я не знаю, но без огромного внутреннего света ничего не получилось бы.

А может ли человек выдержать - свет?..

Посмотри на меня!

 

Источник - Валахийские события