Кто завтра будет ставить на Таганке?

Автор: Кристина Матвиенко

Teatrall.ru

В 2015 году Театр на Таганке запустил проект «Репетиции», в котором целая армия молодой (в широком смысле этого слова) режиссуры пробует силы с труппой, основанной Юрием Любимовым. 9 лабораторий будут идти нон-стоп до лета (а то и до следующей осени), в каждой – три-четыре эскиза, часть из которых станет полноценными спектаклями. ТеатрALL вглядывается в лица тех, кто в настоящем и будущем составит репертуар великого театра.

Идея при­над­ле­жит ны­неш­не­му ди­рек­то­ру те­ат­ра Ирине Апек­си­мо­вой, а от­бо­ром ре­жис­се­ров-со­ис­ка­те­лей за­ни­ма­лась кри­тик Елена Гру­е­ва. За весь цикл через сито «Ре­пе­ти­ций» прой­дет чуть ли не три де­сят­ка со­вер­шен­но новых на­зва­ний и имен. Пер­со­наль­ный выбор здесь едва ли не самая ин­те­рес­ная штука: кто имен­но при­шел на Та­ган­ку в непро­стой для те­ат­ра ис­то­ри­че­ский мо­мент.

Лера Сур­ко­ва

В де­каб­ре про­шло­го года «Ре­пе­ти­ции» от­ме­ти­лись пер­вой пре­мье­рой – это был «Зо­ло­той дра­кон» из­вест­ней­ше­го немец­ко­го дра­ма­тур­га Ро­лан­да Шим­мельп­фе­нин­га в ре­жис­су­ре Леры Сур­ко­вой. Сур­ко­ва, вы­пуск­ни­ца ак­тер­ско­го курса Шко­лы-сту­дии МХАТ, ни­ко­гда не была за­мкну­та на уз­ко­це­хо­вое поле. Учи­лась на Выс­ших кур­сах у Хо­ти­нен­ко, Финна и Фен­чен­ко, сни­ма­ла до­ку­мен­таль­ное кино в Школе Ма­ри­ны Раз­беж­ки­ной (фильм «Од­но­класс­ник.ru» при­сталь­но по­ка­зы­вал жизнь и судь­бу спив­ше­го­ся мо­ло­до­го муж­чи­ны, за­стряв­ше­го в род­ном го­ро­де), ез­ди­ла с но­во­дра­мов­ски­ми ла­бо­ра­то­ри­я­ми в по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния рос­сий­ской ре­аль­но­сти. Сей­час сни­ма­ет фильм по пьесе Анны Яб­лон­ской «Языч­ни­ки» (ее же спек­такль идет в Театр.doc с 2012 года), по­пут­но со­би­рая день­ги на ки­но­про­ект.

У Сур­ко­вой – на­сто­я­щий слух к со­вре­мен­ной пьесе. Она ее ищет, не бо­ит­ся «жи­во­го ав­то­ра», при­учен­ная Раз­беж­ки­ной ви­деть все объ­ем­но, она за­ме­ча­тель­но ра­бо­та­ет с ак­те­ра­ми. Целая рос­сыпь пер­со­на­жей «Ал­ко­но­велл» Любы Муль­мен­ко (Театр.doc) впе­чат­ля­ла эф­фек­том узна­ва­ния. Не по-те­ат­раль­но­му точ­ны­ми были со­вре­мен­ный ре­ли­гио­вед (Ва­лен­тин Са­мо­хин) и при­хо­жан­ка (Елена Несте­ро­ва) в «Фун­да­мен­та­ли­стах» финна Юхи Йо­ке­ла (Центр им. Вс. Мей­ер­холь­да).

Эскиз по­лю­бив­ше­го­ся ей «Зо­ло­то­го дра­ко­на» – вы­со­кой ко­ме­дии о за­ку­лис­ной жизни тай­ско-вьет­нам­ско­го ре­сто­ра­на быст­ро­го пи­та­ния, на кухне ко­то­ро­го ис­те­ка­ет кро­вью стра­да­ю­щий зуб­ной болью юный ки­та­ец – Сур­ко­ва де­ла­ла впер­вые на фе­сти­ва­ле «TERRITORIЯ». Ис­то­рия, в ко­то­рой пе­ре­чень со­дер­жи­мо­го жен­ской су­моч­ки (в ней рядом с за­пис­ной книж­кой лежит че­ло­ве­че­ский зуб-ре­зец, за­вер­ну­тый в сал­фет­ку) слу­жит кон­тра­пунк­том для тра­ги­че­ски неле­пой смер­ти им­ми­гран­та, от­кры­ла в де­каб­ре 2015 Малую сцену Та­ган­ки.

Юлия Ауг

Один из сим­во­лов рос­сий­ско­го арт­ха­у­са, спо­кой­но пе­ре­хо­дя­щая от роли сек­су­аль­но фруст­ри­ро­ван­ной чи­нов­ни­цы в филь­ме «Ин­тим­ные места» Алек­сея Чу­по­ва и На­та­льи Мер­ку­ло­вой к роли им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны Вто­рой в се­ри­аль­ной “Ека­те­рине”, про­бу­ет себя в ре­жис­су­ре не пер­вый раз. Ауг вы­рос­ла на почве «новой драмы» и много для нее сде­ла­ла, и все­гда была в поле вни­ма­ния те­ат­раль­ных ла­бо­ра­то­рий из­вест­но­го куль­тур­тре­ге­ра Олега Ло­ев­ско­го. Имен­но в рам­ках его ини­ци­а­тив она де­бю­ти­ро­ва­ла в ка­че­стве по­ста­нов­щи­ка: в Крас­но­яр­ском ТЮЗе в ре­зуль­та­те ла­бо­ра­то­рии «Ве­шал­ка» вышел спек­такль «Горь­кие слезы Петры фон Кант», участ­ву­ю­щий в этом году в про­грам­ме «Маска Плюс» фе­сти­ва­ля «Зо­ло­тая Маска». А в Ка­за­ни, в рам­ках ла­бо­ра­то­рии «Город АРТ-под­го­тов­ка», Ауг сде­ла­ла на чер­да­ке глав­но­го кор­пу­са мест­но­го ху­до­же­ствен­но­го учи­ли­ща эскиз по пьесе Матея Виш­ня­ка «Ис­то­рия мед­ве­дей панда, рас­ска­зан­ная сак­со­фо­ни­стом, у ко­то­ро­го есть по­друж­ка во Франк­фур­те».

В “Ре­пе­ти­ци­ях” Ауг ра­бо­та­ет с «Зем­лей Эльзы» -- ис­то­ри­ей ураль­ско­го дра­ма­тур­га, звез­ды новой драмы Яро­сла­вы Пу­ли­но­вич о рус­ской немке, в свои 70 по-на­сто­я­ще­му влю­бив­шей­ся и столк­нув­шей­ся с непо­ни­ма­ни­ем окру­жа­ю­щих. Ауг с ее та­лан­том быть от­кро­вен­ной и лю­бо­вью к пер­вер­си­ям, вы­би­ра­ет, оче­вид­но, толь­ко тот ма­те­ри­ал, с ко­то­рым может сов­пасть лично. Свой эскиз по этой пьесе ре­жис­сер пред­ста­вит в июне 2016.

Анна По­та­по­ва

Силь­ная, яркая вы­пуск­ни­ца курса Марка За­ха­ро­ва в ГИ­ТИ­Се, опыт­ный ре­жис­сер, много ра­бо­тав­шая в рос­сий­ских ре­ги­о­нах — в Пско­ве, Аба­кане и Ку­дым­ка­ре. На Та­ган­ке По­та­по­ва ста­вит шекс­пи­ров­ско­го «Ко­рио­ла­на», что само по себе ин­те­рес­но: среди ее ре­жис­сер­ских ка­честв – уме­ние «обо­ру­до­вать» ма­те­ри­ал в про­стых иг­ро­вых фор­мах.

Вя­че­слав Тыщук

Еще один за­ха­ров­ский уче­ник на “Ре­пе­ти­ци­ях” ра­бо­та­ет с «Пе­тер­бур­гом» Ан­дрея Бе­ло­го. Это очень ин­те­рес­ный по­во­рот в судь­бе мо­ло­до­го по­ста­нов­щи­ка: склон­ный к острой сме­хо­вой сти­хии, об­ла­да­ю­щий от­лич­ным чув­ством юмора, этот ре­жис­сер не пер­вый раз берет ма­те­ри­ал, аб­со­лют­но вы­па­да­ю­щий из жан­ро­вых фор­ма­тов. До того была «Васса» в Те­ат­ре на Малой Брон­ной, где Тыщук через се­мей­ный кол­лапс ис­сле­до­вал при­ро­ду вла­сти. Те­перь – «Пе­тер­бург», от­ра­же­ние ми­фо­ло­ги­че­ских рос­сий­ских сю­же­тов, ма­те­ри­ал, с ко­то­рым часть твор­че­ской био­гра­фии Ми­ха­и­ла Че­хо­ва, а уже в наши вре­ме­на – Ан­дрея Мо­гу­че­го.

Дмит­рий Его­ров

Пе­тер­бур­жец, вы­пуск­ник курса Гри­го­рия Коз­ло­ва (СПб­ГА­ТИ) будет ра­бо­тать с тек­стом но­бе­лев­ской ла­у­ре­ат­ки Свет­ла­ны Алек­си­е­вич «По­след­ние сви­де­те­ли». У Его­ро­ва – бо­га­тей­ший бэк­гра­унд ра­бо­ты в пи­тер­ских, си­бир­ских, ураль­ских те­ат­рах; ста­вил он и в Москве – ла­ко­нич­ный «Убий­ца» по пьесе Алек­сандра Мол­ча­но­ва в Белой ком­на­те МТЮЗа вы­дви­гал­ся в 2012 году на «Зо­ло­тую Маску» и участ­во­вал в пре­стиж­ной Вис­ба­ден­ской би­ен­на­ле. С про­зой самой из­вест­ной бе­ло­рус­ской пи­са­тель­ни­цы ре­жис­сер уже ра­бо­тал: спек­такль «По­бе­ди­те­ли» Том­ско­го ТЮЗа по «Цин­ко­вым маль­чи­кам» и «У войны не жен­ское лицо» участ­ву­ет в про­грам­ме «Маска Плюс» этого года. Его­ро­ву во­об­ще свой­ствен граж­дан­ский пафос и стрем­ле­ние го­во­рить на го­ря­чие темы через театр, по ме­то­ду пред­став­ля­ю­щий из себя смесь этюд­но­го раз­бо­ра и бру­таль­ных «ра­моч­ных» эф­фек­тов.

И мно­гие дру­гие

Кол­лек­ция ре­жис­се­ров «Ре­пе­ти­ций» охва­ты­ва­ет более или менее всех тех мо­ло­дых ре­жис­се­ров, ра­бо­та­ю­щих сей­час на ла­бо­ра­то­ри­ях и в ре­пер­ту­ар­ных те­ат­рах стра­ны. Уче­ни­ца Сер­гея Же­но­ва­ча, Вера По­по­ва (де­ла­ет «На­та­на Муд­ро­го» немец­ко­го клас­си­ка Гот­холь­да Лес­син­га) ин­те­рес­но ра­бо­та­ла в Дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре ке­ме­ров­ско­го Про­ко­пьев­ске; Ан­дре­ас Мерц-Рай­ков («Мать» по Бер­тол­ту Брех­ту) – в Перми, Се­ро­ве, Пе­тер­бур­ге и Са­ра­то­ве. Быв­ший ар­тист Са­мар­ско­го ТЮЗа Денис Бо­ку­рад­зе (вы­брал «Стар­ше­го сына» Алек­сандра Вам­пи­ло­ва), став ре­жис­се­ром, от­крыл нам глаза на город Но­во­куй­бы­шевск, где воз­гла­вил театр «Грань». 30-лет­ний Артем Те­ре­хин (курс Олега Куд­ря­шо­ва в РАТИ), ста­вив­ший в Крас­но­яр­ске, Лы­сь­ве и по­сел­ке Мо­ты­ги­но, де­ла­ет Горь­ко­го. Та­лант­ли­вая Алек­сандра Тол­сто­ше­ва, вы­пу­стив­шая две ра­бо­ты в «ОКОЛО» Юрия По­греб­нич­ко, взя­лась за «Ужас­ных детей» Жана Кокто. У опыт­но­го, но ин­те­рес­но раз­ви­ва­ю­ще­го­ся Ки­рил­ла Вы­топто­ва в пла­нах «Недо­росль» Де­ни­са Фон­ви­зи­на; ка­за­лось бы, школь­ная про­грам­ма – а на самом деле слож­ней­ший текст, за ко­то­рый со вре­мен спек­так­ля Бо­ри­са Юха­на­но­ва в виль­нюс­ской Рус­ской драме (1999) никто не брал­ся все­рьез. Оба­я­тель­ный ар­тист Алек­сей Зо­ло­то­виц­кий, тоже вы­уче­ник курса Куд­ря­шо­ва, ста­вит чуть ли не един­ствен­ную в спис­ке со­вре­мен­ную рос­сий­скую пьесу – «Ил­лю­зии» Ивана Вы­ры­па­е­ва. Ну и в рам­ках со­всем дру­го­го жанра со­би­ра­ет­ся вы­сту­пить рос­сий­ская мю­зик­ло­вая звез­да Алек­сей Фран­дет­ти – в его пла­нах ну­ар-ис­то­рия про Суини Тодда, бра­до­брея с Флит-Стрит.

«Ре­пе­ти­ции» – боль­шой про­ект, риски ко­то­ро­го так ве­ли­ки, что по­бе­дить их можно толь­ко ко­ли­че­ством и на­бо­ром имен. Чем боль­ше этих по­ка­зов будет в ре­аль­но­сти, чем шире раз­брос школ, вку­сов и опы­тов за пле­ча­ми у участ­ни­ков, тем боль­ше шан­сов на ре­зуль­тат. Все-та­ки, хоть это и ла­бо­ра­то­рия, но она за­то­че­на на ре­зуль­тат: стро­и­тель­ство но­во­го ре­пер­ту­а­ра новой Та­ган­ки.

 

Источник - https://www.teatrall.ru/post/2990-kto-zavtra-budet-stavit-na-taganke/