Размер Цвет Изображения Выйти
Архивные спектакли //

Марат и маркиз де Сад

Автор: ПЕТЕР ВАЙС

Трагифарс

 
 Перевод – Лев Гинзбург

 Режиссер – Юрий Любимов

 Художник      Владимир Боер 
 Музыка 




Сергей Летов
Татьяна Жанова
Владимир Нелинов
Владимир Мартынов 

 Хормейстер Татьяна Жанова



Премьера – 28 ноября 1998 г.


Спектакль - Лауреат премии «Триумф» (1998 г.) и участник Международного театрального фестиваля во Франции (Авиньон, 2000 г.).

Полное название пьесы «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой сумасшедшего дома в Шарантоне под руководством господина де Сада». Это объединение театра абсурда и жестокости с сюрреалистической условностью в мощный трагифарсовый эпос, в центре которого вопрос о смысле и правомерности революционных переворотов. Вайс использует прием «театр в театре», ставший в ХХ веке архетипичным: помещает спорящих в сумасшедший дом, в котором можно сказать и сделать что угодно, там и ставится пьеса. Но показать мир как сумасшедший дом – это еще не открытие. Сумасшедший дом, как мир – вот смелое решение Вайса.

Вайс много размышлял о том, как опасны воздействия на человеческую психику, о необходимости и сложности противостоять им, не доводя до массовых помешательств. Для него ясно, что революция всегда – неуправляемая гибельная стихия, а не осознанное, направленное деяние, а террор – ее непременное и неизбежное следствие. Творцы французской революции, в отличие от творцов октябрьской, по-видимому, этого не знали.

Граница между разумом и безумием до неразличимости зыбкая. Например, французская революция, с ее карманьолой и плясками вокруг гильотин, на которых отсекались наиболее светлые головы, кстати, придумавшие (из самых гуманных соображений) эту самую гильотину, – что, как не абсурдное сюрреалистическое безумие! Когда доктор г-н Гильотен представил Людовику XVI чертеж этого орудия смерти, король, человек просвещенный, заметил, что лезвие должно быть заточено наискосок, чтобы резало наверняка и не слишком мучительно. Думал ли король, что именно он сам и жена его королева Мария-Антуанетта скоро испытают на себе это правильно заточенное лезвие?

Марат и маркиз де Сад каждый по-своему участвовали в революции. Марат, одержимо устанавливал террор, де Сад в своих опусах виртуозно доводил кошмарные идеи до абсурда, грезя о садистских оргиях. Он высмеивал французскую революцию, превращая любовные безумства в кровавые, а тем временем обезумевшие люди плясали на настоящей крови.

У Вайса в гипотетическом споре де Сад отстаивает вседозволенность, Марат –«разумное» вмешательство человека в природу мирового порядка и развития, для него это – террор и насилие. Марат спорит с де Садом, но именно он применил на практике виртуозно созданную де Садом художественную теорию насилия. И вот исход…

Эта пьеса-фантасмагория рисунком и душой – словно воплощение на сцене беспощадных сарказмов и живописных кошмаров гравюр великого Гойи. И где происходит действие: эпоха это французской революции или ХХ век, дом скорби со своим собственным временем или «нормальный» социум – сегодня и везде?

Спектакль и пьеса обращены к человеку, говорят о нем, о его разуме и безумии, о трагической невозможности отделить одно от другого. Юрий Любимов поставил между действием и зрительным залом железные решетки. Пациенты за решеткой, зрители свободны. Но так ли надежно это разделение и можно ли с уверенностью знать – кто с какой стороны ее? Больные, они же актеры, то сотрясают решетки, то бросаются на них, а порой решетки поднимаются, объединяя пространство сцены и зала. Смешиваются и границы личностей персонажей – они и артисты, и герои, и несчастные больные с диагнозами.

«Марат – Сад» поставлен в духе театра Мейерхольда, как и другие постановки Любимова, это – очередное освобождение театральной эстетики от любых рамок и догм. Яркое, стремительное, живое, музыкально-цирковое, певчески-пластическое полотно, полное пантомимы и непростой акробатики. Действие идет не только в сценической горизонтали, но вверх, вниз, по спирали, наискосок и внутрь, на разных уровнях, но всей своей энергией исключительно навстречу зрителю.

 

Продолжительность - 1 час 35 минут (спектакль идет без антракта)

16+ 

Фото