Размер Цвет Изображения Выйти

Ю.П.Любимов

Звания и награды

Режиссерские работы в Театре на Таганке

Режиссерские работы в других театрах

Актерские работы в театре

Актерские работы в кино

 

 

 


«Что делает Любимов всю жизнь?

Что хочет, то и делает. Задирает, задевает, дразнит, поддразнивает…»

— так писала пианистка Элисо Вирсаладзе, поздравляя режиссера с 85-летним юбилеем.

 

Юрий Петрович Любимов – советский и российский театральный режиссер, актер и педагог, Народный артист РФ, Лауреат Сталинской премии второй степени, реформатор российского театра, одна из самых знаковых личностей для Театра на Таганке.

Юрий Петрович родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. Отец его был купцом — держал магазин в Охотном ряду в Москве. Большое влияние оказала на Любимова его мама, учительница начальных классов по профессии. Она учила его любви к книгам и музыке — точнее, как он говорит, «пыталась» обучать игре на фортепьяно.  У Юрия Любимова был старший брат по имени Давид.

В 1922 году семья переехала из Ярославля в Москву.

В 1934 году был принят в студию при МХАТе II, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

В составе Ансамбля песни и пляски НКВД участвовал в Советско-финской войне. Был конферансье и одним из ведущих его артистов. Выступал перед бойцами Красной Армии непосредственно на линии фронта.

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова.

Любимовым-актером заинтересовались два великих режиссера: Сергей Эйзенштейн и Александр Довженко. Первый собирался снимать его в «Иване Грозном», второй предполагал дать одну из главных ролей в «Тарасе Бульбе». Эти планы не осуществились, но в фильмах Довженко Любимов дважды снимался: это были «Мичурин» (1949) и «Прощай, Америка» (1950).

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», с которым потом, в 1964 году, пришел в Театр на Таганке.

В советскую эпоху открыть новый театр было трудно, можно сказать, невозможно. Но новый театр Министерство культуры и московское Управление культуры не открывали. Студенты, занятые в «Добром человеке…», пополнили труппу Московского театра драмы и комедии, а Ю. П. Любимов стал его новым художественным руководителем.

Сказать, что театр Юрия Любимова пользовался успехом у зрителя – ничего не сказать. Попасть в театр было очень трудно. «Лишний билетик» спрашивали чуть ли не у каждого, выходившего из поезда на станции метро Таганская – спрашивали прямо на перроне. 

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.

Многие постановки последних лет Любимов начинал и заканчивал чтением стихов за сценой. Так он показывал, обнаруживал себя в спектакле.

В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год) и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова (1983 год).

 

Изгнание из СССР

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в том же году в газете «Times» интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно и оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет.

Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов напишет:

«1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин“. Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. Запад с удовольствием принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

Рядом с режиссёром всегда была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин была моложе Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность (Театр на Таганке поехал на гастроли в Венгрию, где Любимов встретил Катю). И, несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин. До этого, около 15 лет (1959—1975) Любимов состоял в фактическом браке с актрисой Людмилой Целиковской и уже имел сына Никиту от предыдущего брака.

 

Возвращение в Россию

Когда в мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».

Однако, когда режиссер заявил, что вернулся навсегда, к нему начали относиться с негативом. Именно тогда произошел раскол и в соседнем здании образовалось «Содружество актеров Таганки», которое возглавил Николай Губенко.

 

Последние годы и болезнь

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце. Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».

 

 

Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года на 98-ом году жизни.