Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея»
…И вдруг я сыграл Галилея. Я думаю, что это получилось не вдруг, а вероятно, режиссер долго присматривался, могу я или нет. Но мне кажется, что есть тому две причины. Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и актерское дарование тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность.
Значит, мы играем без декораций. Но мы с самого начала спектакля как бы договариемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему сорок шесть лет, а в конце семьдесят.
А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было двадцать шесть или двадцать семь лет. Я играл со своим лицом, только в костюме. У меня вроде балахона, вроде плаща такая накидка коричневая, очень тяжелая (как в то время были материалы), очень грубый свитер.
И, несмотря на то, что в конце он дряхлый старик, я очень смелу беру яркую характерность в Галилее и играю старика, человека с потухшим глазом совершенно. Его ничего не интересует, такой немножечко в маразме человек. И он медленно двигает руками. И совершенно не нужно гримироваться в связи с этим. Ну, мне так кажется.
Спектакль этот сделан очень своеобразно. У нас в этом спектакле, например, два финала. Первый финал: вот Галилей, который абсолютно не интересуется тем, что произошло, ему совершенно не важно, как в связи с его отречением упала наука.
А второй финал — это Галилей, который прекрасно понимает, что сделал огромную ошибку: он отрекся от своего учения и это отбросило назад науку. Последний монолог я говорю от имени человека зрелого, но абсолютно здорового, который в полном здравии и рассудке и прекрасно понимает, что он натворил.
Любопытная деталь: Брехт этот второй монолог дописал. Дело в том, что пьеса была написана раньше сорок пятого года, а когда была сброшена бомба на Хиросиму, брехт дописал целую страницу: монолог об ответственности ученого за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение.
После этого звучит музыка Шостаковича. Вбегают дети с глобусами и крутят глобусы перед зрителями, как бы символизируя то, что а все-таки Земля вертится. Фраза, которую приписывает молва Галилею, будто он сказал ее перед смертью.
Вот это моя очень серьезная и любимая роль — Галилей в пьесе Брехта .
Премьера: 17 мая 1966 г.
Спектакль "Жизнь Галилея" по лучшей пьесе Б.Брехта вышел летом 1966 года. Гигантские ворота, закрывающие и открывающие сцену, остроумно и рельефно декорированы картонными ячейками из-под яиц (художник Э.Стенберг). Над зрителем - звезды Большой Медведицы. Мальчишка в школьной форме стреляет из рогатки, пересчитывая звезды. За ним гонится консерватор-монах. Время старых событий сомкнулось с нашим, "догнало" его. Телескопами служат световые пистолеты на штативах. Они реально излучают "свет новых истин". Когда осатанелый от косности чиновников папской церкви Галилео Галилей будет бешено вращать свой "телескоп" в поисках несуществующей небесной тверди, "небесного отца" и т.п. - свет прибора будет чувствительно резать глаза сидящих в партере, как больно режет открытие Галилея дух и уши консерваторов. В левом портале просунуты в дырки головы черных монахов, в правом - хор детей в белых кружевных воротничках. Дети невинно упрашивают взрослых внять просьбам Галилея. Монахи в черном грубо обрывают детские псалмы - таково двоякое сопровождение фабулы Брехта. Композитор спектакля - Д.Шостакович, а музыку к псалмам-зонгам детей и монахов сочиняли "наши собственные" Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Перевод пьесы Льва Копелева. Стихотворные вставки придуманы Наумом Коржавиным. Покаяние Галилея застает его в центре сцены: "Я отдал свои знания власть имущим, чтобы те употребили их или злоупотребили ими, и человека, который совершил то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей Науки" Но театр возвращает яркий праздничный свет. Площадку заполняют дети. Они яростно раскручивают маленькие глобусы. Земля весело вращается.
Постановка | Юрий Любимов |
художник | Энар Стенберг |
переводчик | Лев Копелев |
Стихи в переводе | Давид Самойлов |
Музыка из произведений | Дмитрий Шостакович |
Музыка к стихам | Борис Хмельницкий , Анатолий Васильев |
Балетмейстер | Ной Авалиани |
Владимир Высоцкий, Александр Калягин | |
Андреа Сарти (в молодости) | Агария Власова |
Андреа Сарти (в молодости) | Людмила Комаровская, Валерий Погорельцев |
Госпожа Сарти экономка, мать Андреа | Инна Ульянова, Марина Полицеймако |
Людовико Марсили богатый молодой человек | Дальвин Щербаков |
Приули куратор университета в Падуе | Вениамин Смехов |
Сагредо друг Галилея | Леонид Буслаев |
Вирджиния дочь Галилея | Елена Корнилова, Людмила Возиян, Таисия Додина |
Федерцони шлифовальщик линз, помощник Галилея | Борис Голдаев |
Дож | Готлиб Ронинсон |
Высокая сеньория | Александр Сабинин, Борис Буткеев, А. Хлюпин, Юрий Смирнов, Е. Шумский, Эдуард Кошман, Н. Хощанов |
Высокая сеньора | Рамзес Джабраилов |
Советник | Александр Сабинин, Владимир Климентьев |
Козимо Медичи великий герцог Флоренции | Зинаида Славина |
Маршал двора | Готлиб Ронинсон |
Теолог | Рамзес Джабраилов |
Философ | Всеволод Соболев |
Математик | Игорь Петров |
1-я придворная дама | Татьяна Махова |
2-я придворная дама | Т. Корунова |
Филиппо Муциус ученый | Арнольд Колокольников |
Гаффоне ректор университета в Пизе | Игорь Петров |
Очень тощий монах | Рамзес Джабраилов |
Очень старый кардинал | Готлиб Ронинсон |
Патер Кристофер Клавиус астроном | Юрий Медведев |
Маленький монах | Валерий Золотухин |
Кардинал-инквизитор | Э. Арутюнян, Арнольд Колокольников |
Кардинал Барберини | Всеволод Соболев |
Кардинал Беллармин | Вениамин Смехов |
1-й монах, писец | Рамзес Джабраилов |
2-й монах писец | Леонид Буслаев |
4 дамы | Таисия Додина, Т. Корунова, Татьяна Лукьянова, Нина Шацкая |
Уличная труппа | Валерий Золотухин, В. Беляков, Юрий Медведев, Татьяна Лукьянова, Виктория Радунская, А. Хлюпин |
Ванни владелец литейной | Юрий Смирнов |
Некий субьект | Н. Хощанов |
Монах-тюремщик | Юрий Медведев |
Монахи | Э. Арутюнян, Борис Буткеев, В. Беляков, Леонид Буслаев, Борис Голдаев |
Высокопоставленный чиновник | Юрий Медведев |
Монахи | Валерий Золотухин, Владимир Климентьев, Эдуард Кошман, Арнольд Колокольников, Валерий Погорельцев, Игорь Петров, Всеволод Соболев, Юрий Смирнов, Александр Сабинин, А. Хлюпин, Н. Хощанов, Юрий Медведев, Е. Шумский |