Признаюсь честно - за всю мою жизнь мне не попадалась более нудная и нечитаемая пьеса, чем "Сцены из рыцарских времён". Да, я понимаю, что Александр Сергеевич "Наше Всё" Пушкин уже начал подумывать о том, чтобы воскреснуть и отомстить. Но так или иначе, я повторю, что за всю свою жизнь я не встречал более скучного и не впечатляющего драматического произведения. Ну может быть за исключением ещё одного опуса, но мои школьные опыты не ставят в Театре на Таганке, что есть хорошо и хорошо весьма.
Но начнём. Место действия - Театр на Таганке. Действие - "Сцены из рыцарских времён" пьеса по произведениям А.С.Пушкина и Дж.Г.Байрона.
Прежде чем я скажу пару слов о своём впечатлении, немного технической информации. «История Театра на Таганке, к коей я четверть века, как причастен, не раз бумерангом возвращалась к имени и наследию Пушкина. Пушкин – явление не столько современное, сколько вневременное и всеобъемлющее. Поэтому – Пушкин. Поэтому – на Таганке. Поэтому – сегодня. Впрочем, как и вчера и, надеюсь, завтра...» - Тимур Бадалбейли, режиссер.
«Сцены из рыцарских времен » - последнее и малоизвестное драматическое произведение А. С. Пушкина. До сих пор нет единого мнения, завершил он пьесу или нет. Автор не успел сам дать название своей драме, - это сделали уже издатели, - зато оставил первоначальные подробные планы к ней, которые вошли в спектакль.
Главный герой Франц – молодой поэт, незадачливый наследник своего мещанина-отца Мартына, обуреваемый самыми разными романтическими чувствами, будь то влюбленность в недоступную аристократку Клотильду, ненависть к презренным деньгам или ревностный восторг перед благородным рыцарским сословием. Бунтующий против неравенства Франц рифмуется в спектакле с байроновским Каином, тема которого возникает из самого текста пушкинской пьесы, также как главный рыцарь Альбер с Люцифером. Искушение Каина-Франца - это вечное искушение Поэта земными благами и соблазнами. Жестоко ошибившись и разочаровавшись в рыцарях, потеряв отца и родной дом, изгнанный из замка своей госпожи, и даже возглавив бесславно подавленное народное восстание, герой остается верен своему призванию Поэта.
В спектакле стихи, романсы, сказки, афоризмы, отрывки из «Русалки» Пушкина составляют ту самую ткань, в которую вплетается сюжет пьесы.
«Я считаю, что с уходом Юрия Петровича Любимова его метод и его школу хоронить рано. Да, он не вел постоянные мастер-классы, не организовывал свою режиссерскую лабораторию, но это не значит, что его огромное творческое наследие (не только спектакли, но сам принцип, способ их создания) не имеет права на существование. Наоборот. Я хочу найти то звучание, которое сразу отличит и обозначит стилистику и эстетику нашего театра, созданного Любимовым. Если такая нота зазвучит и будет услышана, думаю, это будет достойно памяти великого режиссера». (Тимур Бадалбейли, режиссер).
Действующие лица и исполнители: Франц / Каин / Поэт - Филипп Котов Гоголь / Альбер / Люцифер / Сальери - Дмитрий Высоцкий Мартын - Тимур Бадалбейли Клотильда - Мария Матвеева Русалка - Александра Басова Карл Герц / Учитель танец / Рыцарь - Никита Лучихин Ротенфельд / Мельник - Константин Любимов Юлия Фурст / Берта - Юлия Стожарова Бертольд / Рыцарь - Артем Болотовский Уличный продавец / Авель / Князь / Рыцарь - Теймураз Глонти Ева / Старшая Русалка - Марина Антонова Ада / Маленькая Русалка - Таисия Лапина Источник
Что я увидел на сцене? Вспомнилось: – Как же это могло случиться? – спросил я, наклоняясь к полу. – Этого даже я не пойму, – ответил мне дорогой мой гость, – никто не поймет и даже никогда не узнает. Думаю, что это сделали Панин со Стрижом. Но как они это сделали – неизвестно, ибо это выше человеческих сил. Короче: это чудо.
Но это чудо совершили не Панин со Стрижом. Я аплодирую режиссёру Тимуру Бадалбейли и его единомышленникам, которые сумели из действительно скучного и незамысловатого сюжета сделать захватывающее действие.
Что нужно для такого преображения? Всего лишь люди, талантливые и умелые люди, нужно немного Байрона, нужен режиссёр, который не боится нарушить традиции, ну и пожалуй нужно самое главное - нужна Таганка. Где, как известно всем понимающим людям, своя атмосфера.
Как уже говорилось, я человек дикий. Моего образования определённо недостаточно для профессионального критического разбора, но я могу оценить увиденное по главному для "конечного пользователя" (end user) критерию - понравилось или не понравилось. Было ли интересно. Почувствовал ли я настроение.
Могу ли я теперь повторить свои слова насчёт "самого нудного и скушного драматического произведения"? Дайте мне минуту на размышление... И вот ответ. Нет. Не могу. Это было интересно, это было искренне, это было от души. Может быть я просто неправильно подошёл к прочтению текста?
И поэтому я скажу спасибо господам актёрам - вы были хороши и вы сделали невозможное. Аплодисменты!
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.