Размер Цвет Изображения Выйти

Чайка из Далёка

Автор: Лариса Каневская

МнениеГуру

У спектакля много достоинств: бережный подход к тексту, точное распределение ролей и подробная работа с актерами, и, главное, он - нескучный. Публика во время действия живо реагирует, много смеется, аплодирует, долго кричит «браво» в финале. Таганку можно поздравить с уверенным продвижением вперед, прибавлением публики, болеющей за театр, и, наконец, с новой комедией. «Чайку», как и обозначено у Антона Павловича Чехова, действительно на Таганке вышла комедией.

фото Ильи Золкина

Но... после премьерных заслуженных поздравлений все равно тут же хочется «зарезать правду-матку». Пьеса-то в этом оцифрованном спектакле в целости и сохранности, но все же… зачем-то на сцене появляется один труднообъяснимый персонаж. Несмотря на то, что артист Юрий Смирнов, с достоинством выполняя режиссерскую задачу - alter ego главного героя, старается изо всех сил, его потусторонний седой Треплев как-то сильно напрягает. То ли дух - отец Гамлета, то ли старая колдунья Наина, то ли забытый Фирс… забрели в «Чайку» из другого произведения. Спектакль начинается с того, что этот персонаж хриплым голосом читает длинное, довольно банальное, не очень складное, зато пафосное стихотворение. Далее следуют энергичные взмахи рук, и, словно подстреленная чайка, несчастный старик заваливается на спину, растворяясь в темноте. Эта режиссерская находка будет не раз «перебивать» действие, вызывая недоумение и сочувствие к актеру.

Все остальное понравилось. Скучно не было, было интересно, а ведь именно это в театре - главное,  артисты поработали на славу, все были хороши и органичны в своих ролях.

Тонкий, нервный Костя Треплев (Александр Метелкин), отрицающий «современный» театр и утверждающий свой «новый». Драматургия и режиссура таких театральных новаторов-реформаторов стареет быстрее, чем появляется.

Это непонимание - трагедия каждого следующего поколения, пытающегося перечеркнуть прошлое. Режиссер Дайнюс Казлаускас подарил Треплеву двойника и возможность высказаться из «прекрасного далека», акцентировав, что в двадцать лет Треплев уже чувствовал себя девяностолетним уставшим от жизни стариком. Тем временем, молодому Треплеву и так было что переживать, например, отрабатывать комплекс обиженного ребенка. Материнское равнодушие и нелюбовь  – сильная психологическая травма, мешающая творить. У Кости травма  оказалась даже несовместимой с жизнью: «У матери в доме собирались сплошь знаменитости, а кто я среди них?». И даже, когда Треплева самого стали печатать, детская привязанность ревность и комплексы не закончились.

Аркадина (Ирина Апексимова) знаменита и талантлива и не забывает об этом ни на минуту. Прежде всего, она - талантливая женщина: разлюбить, а тем более бросить ее невозможно. В нее влюблены многие, даже в собственном доме: и доктор Дорн (Сергей Трифонов), и управляющий Яков (Константин Любимов), так что, когда она упоминает о неистовствующих в провинции поклонниках, естественно, веришь. Единственного таланта нет у Аркадиной – материнского.

Как страшен момент ссоры матери с сыном, во время которой в глубине сцены горят красным светом дьявольские глаза, а с материнских губ срываются уничижительные слова. Аркадина отлично манипулирует людьми, добиваясь желаемого превосходства.Стоит увидеть, как ехидно она призывает в судьи влюбленного доктора, требуя определить, кто лучше выглядит: она – дама бальзаковского возраста, вся из себя такая стройная и ухоженная, или молодая Маша, давно махнувшая на себя рукой.

фото Ильи Золкина

Маша (Юлия Куварзина), влюбленная до самоотречения в Треплева, готова быть его чайкой, тенью, вещью, кем угодно. Но все это не замечается и не принимается. Безответная же любовь учителя Медведенко (Игорь Ларин) к ней заставляет Машу вечно одеваться в черное - траур по нелюбви Тригорина и напиваться до бесчувствия, лишь бы не слышать и не видеть зануду-жениха без средств и без фантазии. Маша все время страдает.

Как и Нина (Дарья Авратинская), оказавшаяся вовсе не романтической чайкой, какой видят ее вначале Треплев и Тригорин. Она - скорее, мотылек, полетевший на яркий свет рампы. Зависть и честолюбие губят юную душу, оказавшуюся в итоге неинтересной никому, кроме Треплева. Он же, к сожалению, не нужен Нине. «Дай посмотреть на тебя… я сильно изменилась?» - Бросается в секундном порыве Нина к Треплеву после разлуки. Нина всегда о себе, даже, когда предлагает Тригорину «взять ее жизнь». Нина расчетлива, но не слишком умна.

Ее любовь по расчету, как и расчет на собственную молодость и талант - все оказывается  ошибочным. В финальной сцене Нина кричит страшно, сильно, до рвоты, и впервые за многие месяцы чувствует облегчение. А Косте становится  «холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто» - все как в собственном декадентском сочинении. И ружье оказывается единственным выходом, спасением от одиночества.

Сценография «Чайки 73458» (Индре Пачесайте) витиевата. С одной стороны, не устаешь любоваться чудным «озером», волшебной луной и мостками, на которых разворачивается все действие. С другой, поражаешься, сколько задействовано ненужных предметов. Зачем, например, Маша долго сеет то белые, то – черные листочки из цинкового ведра? Зачем так долго Аркадиной перед отъездом приходится рассматривать содержимое двадцати одинаковых чемоданов, когда и после второго уже зрителям видно, что там пусто? А вот художник по свету - Дарюс Малинаускас – профессионал  высокого класса: ночь, день, сумерки, утренний туман – все такое таинственное, манящее, колдовское и одновременно реальное.

Сколько в спектакле подводных течений, непонимания друг друга и личных трагедий. Каждая нелюбовь – сюжет для небольшого рассказа. Таких рассказов Антон Павлович Чехов в одной «Чайке» заложил столько, что уже хватило на семьдесят тысяч раз, и число постановок будет бесконечно, пока существует театр.

Источник - МнениеГуру

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.