Размер Цвет Изображения Выйти

Александра Басова: Таганка звучит как оркестр

Автор: Борис Войцеховский

Москвичка

 В первой громкой премьере нового сезона — в спектакле «Вий» — легендарного Театра на Таганке актриса Александра Басова исполняет роль Панночки, а еще поет, танцует и общается со всякой нечистью. О том, что такое настоящее счастье, она рассказала «Москвичке».

— Попасть в Театр на Таганке — мечта многих актрис. С чего начался твой путь к этой вершине?

— Мой папа — военный. Сейчас-то он в отставке, а раньше... В общем, пока я была маленькой, наша семья исколесила всю страну: родилась я в Киеве, до пяти лет жила в Германии, где у меня родился брат, потом оказалась в Москве. Тут-то меня и стали загружать по полной программе! Музыка, художественная гимнастика — в ход шло все, чтобы я не болталась на улице.

— Ну а вам хотелось больше болтаться или учиться?

— Заниматься спортом. Но, увы, из художественной гимнастики мне пришлось уйти, благодаря чему я и окунулась с головой в музыку. Я перешла из обычной школы в специализированную — с уклоном в музыку, танец и театр. А с 9-го класса стала заниматься еще и в Детском театре юного актера.

— Мама заставила?

— Нет. Мне все это жутко нравилось самой. А за что я очень благодарна родителям, так это за то, что они, не имея ни голоса, ни слуха, обнаружили эти качества во мне и сделали все для того, чтобы их развить. Из-за этого, думаю, я и решила в итоге связать свою жизнь с театром.

— Очень гладкая картинка получается.

— Ну, да. Хотя, конечно, и сложностей было много.

— Сложностью или радостью было ваше обучение в мастерской основателя Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова?

— Только радостью! Его театр казался мне настоящим волшебством. Представляете, каково мне было, когда на первой же репетиции Юрий Петрович велел мне петь, да еще и в присутствии всей труппы! И я спела. Кажется, в тот момент он и поверил в меня.

— А мне, человеку без слуха, сложно поверить, что вы играете аж на нескольких инструментах.

— Это легко. Еще со школы я играю на скрипке. Играть на фортепиано меня научил брат, а флейту я освоила за одну ночь, потому что это было очень нужно для спектакля. Я мечтаю научиться играть на виолончели и бас-гитаре — мне интересно пробовать все новое.

— А каким инструментом, по-вашему, звучит нынешний Театр на Таганке? 

— Знаете, бывают уличные музыканты, играющие на нескольких инструментах сразу. Наша Таганка такая же. Тут ударят, там притопнут, тут зазвенят, там на струнных сыграют. Все кипит, шумит, а в итоге выходит замечательная мелодия. С другой стороны, если говорить о монументальности, то Таганка — это, конечно, орган; а если о глубине — то виолончель.

— Набирается целый оркестр. Та же история, кстати, происходит и с вашими ролями: постановки, в которых вы играли и играете, разножанровые. Ну а какой жанр ближе вам самой?

— Посмотрите на меня. Я по фактуре очень маленькая, поэтому еще со студенческих времен мне доставалось играть всяких Джульетт. Я очень боялась, что так и останусь актрисой одного жанра и амплуа. Поэтому-то всегда и стремилась играть что-то новое, даже если это и было невероятно сложно. Так что роль Панночки в «Вие» была для меня абсолютным счастьем.

— Вы, кажется, по натуре экспериментатор и любитель адреналина?

— Абсолютно! Причем и в театре, и вне его стен, где уже достаточно давно гоняю на мотоцикле. Знаете, как здорово мчаться по столичным набережным ночью! Я считаю так: от жизни нужно получать все. А сидеть и грустить — бессмысленное занятие.

— Знаю, поскольку видел, какой физической подготовки требует ваша игра в «Вие».

— В этом спектакле для меня самым сложным было распределиться. То есть рассчитать силы и эмоции так, чтобы не выдохнуться в первой части постановки.

— Скажу по большому секрету: вы в этом спектакле весьма сексуальны. Сексуальная Панночка — это режиссерская задумка?

— Ой, не знаю... Думаю, режиссер (Александр Баркар. — «Москвичка») тут ни при чем! Наверное, сексуальность в той или иной степени присутствует в любой женщине. Так что я просто шла от себя, от своих эмоций и чувств.

— Как же вы со всеми этими своими эмоциями, чувствами, экспериментами и адреналином умудряетесь расслабляться?

— Это возможно только дома, когда я читаю книги, готовлю.

ТРИ САМЫЕ ЯРКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ АЛЕКСАНДРЫ БАСОВОЙ

■ Спектакль «Антигона», режиссер Юрий Любимов, 2006 год. Роль Антигоны.

■ Спектакль «Замок», режиссер Юрий Любимов, 2008 год. Роль Фриды.

■ Спектакль «В поисках радости», режиссер Юрий Ардашев, 2013 год. Роль Татьяны.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Страх и трепет

Юрий Любимов взял меня, 17-летнюю, к себе на курс. И уже через месяц позвал к себе в театр, дав главную женскую роль в «Фаусте». Я благодарна ему за многое: за опыт, за то, что поверил в меня, дал возможность играть, развиваться. Но поначалу я его очень сильно боялась. Для меня он был монументальной личностью.

Источник - Москвичка
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.