Размер Цвет Изображения Выйти

Таганский цирюльник

Автор: Сусанна Альперина

Российская Газета

В легендарном театре поставили мюзикл "Суини Тодд..."
В легендарном Театре на Таганке готовятся к юбилеям Юрия Любимова (в 2017-м году отмечается 100-летие со дня его рождения) и Владимира Высоцкого (в начале 2018-го года - 80-летие).

Театр, в связи с такими датами, планирует серию премьер и акций. 30 сентября - День открытых дверей с непрерывными бесплатными показами легендарного "любимовского" спектакля "Добрый человек из Сезуана". А перед ним - премьера - три первых показа новой постановки - знаменитого мюзикла Хью Уиллера музыку и стихи, к которому написал классик музыкального театра Стивен Сондхайм "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит". Спектакль поставил режиссер Алексей Франдетти, обладатель Национальной театральной премии "Золотая маска". Обозреватель "РГ" побывала на премьере.

...Да, и к моему горлу поднесли скальпель. А ведь я всего-то шла на спектакль. "Вот и расплата за все твои рецензии", - подумала я. Мюзикл "Суини Тодд, маньяк - цирюльник с Флит-стрит" - первая постановка Стивена Сондхайма в российском театре. В этом плане Театр на Таганке пытается вновь привлечь зрителя так, как было в прошлые времена. У Театра в этом плане сегодня очень интересное оформление. Афиши старых спектаклей, "которые потрясли мир", портреты, сделанные с применением технологии выжигания по дереву, "соседствуют" с новым ремонтом. То же касается и постановки. С одной стороны - новейшая, с другой - напоминает о той самой Таганке, куда невозможно было попасть из-за постоянных аншлагов. Когда, например, в спектакле "Мастер и Маргарита" разбрасывали деньги - "валюту" в варьете Варенухи (на самом деле это оказывались бумажки, но среди них попадались и с печатями - их можно было обменять на билеты), а в зале их подбирали. Что это было такое, как не то, что в нашем современном театре называется "иммерсивность"? Новый мюзикл и обозначен как таковой, но можно добавить, что он - "ненавязчиво иммерсивный". Ну, скальпель к горлу поднесут, по волосам погладят, словно их хотят отрезать, денег нищенка попросит - и рука сама потянется за кошельком, фонариком в глаза посветят, маску страшную дадут. И все действие с того самого момента, когда их попробует главный герой, в зале будет пахнуть пирожками. Но разыграется ли от этого зрительский аппетит?

Зал Таганки - ее знаменитая основная сцена - совершенно преображена. Лондонское кабаре? Ночной клуб в старом британском стиле? Оркестр спрятан за красно-кровавым занавесом, и исполнители не видят его вживую. На самом деле, кажется, отдернешь занавеску - и кто там? Кто играет? Живые ли люди или призраки? Лишь дирижер на экранах (Армен Погосян) позволяет спокойно вздохнуть. На столиках перед спектаклем лежит меню. В нем гамбургеры и бургеры. Один называется "дьяволиада". Можно заказать, и в антракте принесут (во время спектакля есть, к счастью, нельзя). Но по ходу действия поневоле задумаешься - а из чего сделана мясная начинка?


Кто не смотрел знаменитый фильм, поставленный по "Суини Тодду..." Тимом Бертоном с Джонни Деппом в главной роли (2007 год. Кстати, для кинорежиссера эта постановка послужила своеобразным продолжением фильма "Эдвард руки-ножницы"), тому предстоит заново открыть для себя историю этого английского "графа Монте-Кристо". Он также вернулся в свой дом, чтобы мстить за разрушенную идиллию своей жизни, и жажда справедливости сделала его настоящим маньяком. Но весь "ужас" в том, что зритель смотрит историю, наполненную знаменитым английским черным юморком (а что вы еще хотели от страны с таким климатом), и ему действительно интересно, смешно и даже местами радостно. Самая большая ценность этого спектакля в том, что он дает возможность посмеяться над своими страхами. Режиссер-постановщик Алексей Франдетти - сам личность слегка мистическая и сумрачная. Играл, как актер, в своей жизни не только Ромео и Принцев, и не только в театре и в кино. А еще и быстрыми темпами освоил режиссерскую профессию. С директором обновленного Театра на Таганке Ириной Апексимовой его сблизила любовь к хорошему музыкальному театру. А в этом плане у Франдетти опыт уже есть. Московская оперетта, театр Мюзикла, "Стейдж..." Он знает всю эту "кухню", и поэтому способен уже сделать свою и "заварить" на ней такую кашу... Чтобы было понятно - часть действия "Суини Тодда..." происходит "на кухне" - в пекарне, что расположена на первом этаже парикмахерской, где орудует маньяк. Так, например, Франдетти заставил запеть актеров Таганки. Они и запели, иногда запищали, иногда завыли, иногда заголосили, иногда захрипели - по театральному, как могут только настоящие драматические артисты. Но с каким чувством! Какие фактуры! Тут еще постарались костюмеры-гримеры для полноты образов (Анастасия Пугашкина, Эльмира Галимулина). Но все - от изумительного первокурсника ГИТИСа, которому можно уже прочить большое будущее (Роман Ершов играет мальчишку-подмастерье), до приглашенной звезды - оперного исполнителя (Петр Маркин - в роли Суини Тодда) - испытывают радость, не меньше, чем зритель - буквально "купаются" в атмосфере нового спектакля. Уверена, что еще год или два назад и сами не думали, что смогут так петь и играть. Особенно можно выделить игру и исполнение Дарьи Авратинской. Дочь Ирины Апексимовой уже не в первый раз доказывает, что способна поражать не только своей красотой, статью и умением двигаться на балу дебютанток известного модного журнала, но и драматическим и вокальным мастерством. Тут можно вспомнить спектакль Константина Богомолова "Год, когда я не родился", поставленный на сцене МХТ, где она играет в паре с Павлом Табаковым. Но там такого пения Дарьи Авратинской вы не услышите.

Самая большая ценность этого спектакля в том, что он дает возможность посмеяться над своими страхами

Перед премьерой в обновленный Театр на Таганке пришла телеграмма от Стивена Сондхайма. "Удачи! Хотел бы быть с вами!" - такая дорогого стоит. Насколько классик мог бы оценить перевод его текстов, сделанный также Алексеем Франдетти в совавторстве с Евгенией Беркович, - вот вопрос. Но только русскоязычным зрителем они запоминаются, и после просмотра в голове еще несколько дней звучит свист бритвы под четкое "Флит-Стрит": туда-сюда. Идти ли на Таганку смотреть "ужастик"? Если попадете - переоборудованная сцена вмещает не так уж много зрителей, и что-то подсказывает, что аншлаги новой постановке обеспечены. Новая серия спектаклей будет лишь в марте. Дорогие ли билеты? От трех до десяти тысяч рублей. Будут ли сильно критиковать "Суини Тодда..."? Будут! Люди, страшащиеся нового и непривычного. Понравится ли спектакль зрителям? Вот за это не беспокойтесь. Разве что пирожки с мясом некоторое время не смогут есть. Но это для фигуры и не полезно.

Кстати

В Театре на Таганке готовятся к юбилеям Юрия Любимова (100-летие в нынешнем году) и Владимира Высоцкого (80-летие в следующем январе). Театр планирует серию премьер и акций. В сентябре пройдет День открытых дверей с бесплатными показами легендарного любимовского спектакля "Добрый человек из Сезуана". Покажут и "Суини Тодда"...

 

Источник - Российская газета

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.