Размер Цвет Изображения Выйти

«Чайка 73458». Театр на Таганке

Когда в афише Театра на Таганке появился спектакль с названием Чайка 73458, я подумала, что так можно было бы назвать звезду или планету. Но все оказалось проще. Цифра в названии – всего лишь порядковый номер постановки чеховской «Чайки» в театре на Таганке. Но о возможной связи с космосом я вспомнила сразу же, как вошла в зал…


Холодно, холодно…
Оформление сцены было таково, что казалось, что мосток над озером повис где-то в космосе. И даже не верится, что где-то за пределами усадьбы Сорина есть еще жизнь. Даже упоминанию об отце Нины не веришь, настолько кажется система замкнутой в том пространстве у пруда… Там мрачно и холодно, и «солнце светит» как-то мрачно. И в этом холодном пространстве невозможно героям согреться. Холод снаружи, холод в душе…

Спектакль начинается собственно еще до того, как в зале гаснет свет. Слышны крики чайки, реплики, голоса. Кто-то где-то репетирует… И постепенно этот далекий шум переходит в сиплый голос, который читает стихотворение. Стихотворение пронзительное, настолько, что кажется «загробным». И голос какой-то неземной, нереальный. А собственно, голос, действительно, неземной. Очень скоро понимаешь, от чего этот холод – идея спектакля такова, то вся история дается как воспоминания Треплева, только воспоминания эти не прижизненные, а потусторонние, загробные. Воспоминания загубленной души, самозагубленной…

Я вижу глаза дьявола…
Каждый раз, когда я иду на очередную «Чайку», меня волнует вопрос, каким будет спектакль Треплева – талантливым, новаторским или «что-то декадентское». Будет ли талантлива Нина.

В «Чайке 73458» спектакль Треплева продуманный, концептуальный, тщательно подготовленный. Красные глаза дьявола превращаются в огни рампы. И понимаешь, что хотя Костя и обличает театр и его служителей, сам же давно и безнадежно болен театром. И в общем-то запустив на сцену дьявола, сделав его героем своей пьесы, Костя запускает дьявольское разрушение своей жизни. И причиной раздора все время является театр. Именно поэтому каждый раз, когда упоминается театр (в обличительных ли речах Треплева, в мечтах ли Нины) загараются дьявольские глаза рампы…

На этой маленькой сцене будет блистать…
С самого первого появления Нины и Аркадиной на сцене поражает их внешнее сходство (что, конечно, по сути неудивительно, учитывая такое близкое родство актрис). И в это сходство, безусловно, несет огромный смысл – и то, что мужчины ищут женщину, похожую на мать, и что влюбляются по сути в одну и ту же женщину. Но помимо этого, горькая правда о повторении всего в этой жизни – внешнее сходство заставляет переключиться на сходство ментальное, эмоциональное и… сходство их личных историй. Не так ли и сама Аркадина когда-то начинала свою актерскую карьеру, свою личную историю, не та ли самая история проигрывается жизнью с другими участниками…

Заметив сходство Нины и Аркадиной, я начала составлять и другие «пары» - Маша и Полина Андреевна (обычно они мне кажутся разными, а тут особенно в 4м действии просто однозначное сходство), и, наконец, удивительно похожи Треплев и Тригорин, внешне похожи. Да и речи их похожи. Не кажется здесь Тригорин ни умнее, ни талантливее, его известность кажется случайной. И от сходства Треплева с Тригориным опять задаешься совершенно бессмысленным вопросом – по какому принципу жизнь выбирает себе везунчиков.

…известная артистка плачет…
Никогда я не играла в таких пьесах Наконец-то Ирина Апексимова снова на сцене репертуарного театра и занята в такой знаковой роли. Знаковой для каждой актрисы. И возвращение на сцену с ролью Аркадиной и большая удача, и очень символично…

Аркадина Апексимовой удивительна артистична, постоянно играет. Играет с самого первого появления, когда сразу же начинает шуточную дуэль с Шамраевым. В свою игру она вовлекает всех… и порой доводит их то до нервного припадка, то до отчаяния, то умиления… Ее игра то забавна, то мила и остроумна, то жестока. Она устраивает истерику из-за денег и доводит Сорина до реального припадка, она делает па «вот вам как цыпочка», замирает в деланном радикулите и пугает Дорна, впадает в отчаяние в страхе потерять Тригорина и бьет до первой крови, своей крови… только игровой, театральной… Тригорин пугается, а потом умиляется. Каждый раз, когда Аркадина уговаривает Тригорина, мне интересно, чем она удержит его в очередной раз. В этот раз она рассмешила его, умилила желанием удержать любой ценой и этим и удержала…

В четвертом действии она появляется так, как приходят к покойнику. Похоже, она уже примеряет роль убитой горем сестры, совершенно не задумываясь о чувствах близкого человека… И как окажется совсем скоро, «наиграет» себе и другое несчастье…

На мой взгляд, один раз она допустила грубую игру – когда прервала спектакль Треплева грубым прямым вопросом: «Костенькаааа, ну скоро уже?». Я допускаю, что актриса может просчитать, что этим прямым вопросом оскорбит сына и прервет удачный дебют молодой красивой актрисы. Но почему-то мне кажется, что Аркадина так не поступила бы грубо…

…но сидеть у себя в номере и учить роль…
«Чайке 73458» - практически канонически классическая постановка. Тут многие зрители скажут «верю», будут рады увидеть красивые костюмы, не найдут излишней экспрессии… По крайней мере, я в антракте и после спектакля неоднократно слышала, как многие радовались «настоящей» классической постановке. И я могу согласиться с тем, что нужны не только «новые формы», но и «такой театр» тоже нужен…

И тут забавно театр на Таганке решил отдать дань новаторству – решив поиграть с текстом. С одной стороны, это добавляет чехово- и чайко-манам игры – ибо сначала кажется, что точно знаешь, в каких местах текст подменен, но при проверке вдруг оказывается, что не узнал именно авторских текст. И все же буду честна – в большинстве случаев замена текста мне казалась не оправданной. Переход Тригорина с Ниной на «ты», все эти «что главное? Правильно – любовь!», «Костенька, долго еще?» – все это мне лично казались несколько грубыми попытками расставить собственный акцент, принудительно привлечь внимание зрителя… упростить и даже где-то «посюсюкать»… Конечно, в целом спектакль это не портит, но… исключительно на мой взгляд, делает спектакль грубее…

Вот такой вот театр…
Театр не забыл своего полного названия – Театр драмы и комедии. И комедию Чехова с трагическим концом поставили с множеством смешных сцен. Зал много смеялся… но до дойдя до финала заплакал… Такова жизнь, что смешное и горькое рядом… Такова жизнь, таков театр…

Однажды мне довелось услышать фразу, что по «Чайке» всегда понятно, кто ее поставил – Треплев, Аркадина, Тригорин… Так вот у меня сложилось впечатление, что «Чайка 73458» поставлена "Машей" – все в черном, мрачно, и не-ве-ро-ят-ная любовь к Косте Треплеву. И мне, безусловно, было интересно познакомиться с этим признанием в любви к Косте.

Спектакль только набирает свою силу, думаю, у него впереди долгая сценическая жизнь и любовь зрителей. По крайней мере, первые отзывы, подслушанные в фойе, явно на это намекают.

 

Источник - Живой Журнал

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.