Размер Цвет Изображения Выйти

Для героев любых времен актуален толпы закон

Автор: Борис Войцеховский

Вечерняя Москва

23 февраля на Основной сцене Театра на Таганке, только что открытой после долгого ремонта, прошла премьера спектакля "Кориолан" режиссера Анны Потаповой. Античный миф оказался в нем на редкость актуальным.

Отпечаток открытой ладони на половину спины - черный и отчетливый. Над ладонью надпись: "Кориолан". Обладательница спины оборачивается, оказывается директором и худруком Театра на Таганке Ириной Апексимовой, которая тут же, не теряя времени, перепрыгивает через ряд кресел и усаживается. Спектакль начинается.

Спектакль начинается с крика, потом ещё с одного, потом ещё - из разных концов зала:

- Достойными нас никто не считает!

- Они полагают, что мы им и без того дорого стоим!

- Мы бы прокормились даже тем, что им уже в глотку не лезет!

Автор: Михаил Гутерман

Эта пьеса Шекспира - не самая популярная среди театральных режиссёров.

И так - по кругу, по второму, по третьему, пока отдельные слова не сливаются в один неумолчный базар, где уже и не разобрать ничего.
Народ тут - с протянутой ладонью. То есть - снова ладонь. Она тут, впрочем, очень к месту, что бы не обозначала: хоть вечное ожидание подачки, хоть предупреждение, хоть символ открытого сердца. Все вышеперечисленное в "Кориолане", поставленном выпускницей мастерской Марка Захарова Анной Потаповой, есть в достатке.

Эта пьеса Шекспира - не самая популярная среди театральных режиссёров, что сложно объяснить её литературными особенностями, зато легко - возможностью делать из неё далекоидущие выводы. Тут ведь, вот какое дело, налицо неразрешимый конфликт сильного властного начала и народа. Причём именно последний по сюжету выглядит далеко не лучшим образом - глупым, это мягко сказано, а, точнее, безвольным, неблагодарным, не думающим и подверженным внушению дешевых популистов до безобразия. Им восславить героя, проливавшего за него, народ, кровь - плёвое дело. И такое же плёвое - унизить, оклеветать и выгнать вон, за ворота города. А за что? "Был бы он помягче, не было бы человека достойнее", - говорят. А так - больно крут: не заискивает, хлеба не раздаёт бесплатно, твердит о том, что прямое сердце в разы лучше согнутой спины, да ещё и тумаков может надавать.

Автор: Михаил Гутерман

Исторические костюмы в постановке не используются. 

Некоторые аналогии тут, безусловно, так и просятся. Тем более, что к ним подталкивают даже не полунамеками, а вполне прямолинейно. Недаром же Марций Кориолан (Дмитрий Муляр) восклицает, оговариваясь: "О, боги, храните Русь... Простите, Рим!" И пытается заполучить народные голоса, раздавая толпе носки. А после оказывается в футболке, на которой кто-то бравый и в военной форме.

Все, конечно, обернётся трагедией, потому что футболки, носки и музыка Дмитрия Шостаковича - лишь небольшие заигрывания с классическим сюжетом, в целом же Шекспир тут сохранен от и до. И Кориолан так и не станет консулом Рима. И будет выгнан вон. И пойдёт к своим бывшим заклятым врагам, чтобы отомстить с их помощью глупому римскому народу. А после будет предан и вовсе всеми, потому что прямолинейность не в чести ни у кого. И его несгибаемая мать, сыгранная приобретающей тут совершенно космический масштаб Анастасией Колпиковой, не проронит ни слезинки, узнав о его гибели. Как не проронят её и его бывшие друзья - Коминий (Сергей Векслер) и Менений (Александр Резалин).

Автор: Михаил Гутерман

Одна из центральных тем пьесы - неразрешимый конфликт сильного властного начала и народа.

В пространстве совершенно белой сцены (художник-постановщик Максим Обрезков), как на чистом листе, напишется история взлёта и падения, убеждений и предательства, чести и продажности, современных для любого периода. Потому и исторических костюмов тут не будет. Они не добавят уже ничего. И когда под военный вальсок горожане будут надевать каски и бронежилеты, готовясь к войне, когда женщины перекрестят их на прощание, и после и сами натянут на ноги берцы, станет окончательно понятно: "Кориолан" на Таганке - он же про нас всех, потому как то ли римляне излишне современны, то ли мы недалёко ушли от времён античности.


Источник: http://vm.ru/news/2016/02/23/shekspirovskie-strasti-na-stsene-taganki-312435.html

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.