Размер Цвет Изображения Выйти

Красная шапочка для дракона

Март – месяц для театралов особенный: 27 числа отмечался Всемирный день театра. Походив по премьерам, МОСЛЕНТА выбрала пять наиболее интересных постановок — совершенно разных, непохожих, но объединенных попытками разобраться в темных сторонах человеческой натуры. И сделать правильные выводы.

Красная Шапочка

Звучит странно, практически не укладывается в голове: «Красная шапочка» (!) — да в Театре на Таганке. Но это с одной стороны. С другой — после рок-оперы «Вий» и последовавшим за ней иммерсивным мюзиклом Алексея Франдетти про маньяка-брадобрея Суини Тодда, ожидать от возглавляемого Ириной Апексимовой театра можно все, что угодно, хоть клоунаду по «Крейцеровой сонате», хоть пантомиму по «Колобку».

Причем эффект неожиданности в данном случае — это совсем не плохо, а даже наоборот: Таганка уверенно нарабатывает репертуар, становясь чем дальше, тем больше вновь одним из наиболее интересных столичных театров.

Однако же Виктория Печерникова, окончившая в свое время Московский институт открытого образования по специальности «руководитель детского театрального коллектива», человек, за плечами которого есть и школа оперного пения Галины Павловной Вишневской, и ГИТИС (курс Олега Кудряшова), и множество спектаклей, взявшись за «Шапочку», рисковала достаточно сильно.

Почему? Аудитория Таганки привыкла все же к постановкам более масштабным и более, что ли, «конкретным», лобовым, ясным по заложенным в них смыслам — будь то «Кориолан», «Эльза» или все тот же «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». К слову сказать, все эти постановки выросли из лабораторного проекта «Репетиции», когда-то вызывавшего весьма скептическое к себе отношение со стороны многих театралов, ратующих за сохранение невнятного духа позднелюбимовской и постлюбимовской Таганки.

История нынешней «Красной шапочки» весьма страшна. Поставленная по пьесе Жоэля Помра, это не пересказ известной сказки, а весьма своеобразная трактовка знаменитого сюжета. Черная сцена с одиноко стоящим стулом, да черные стены вокруг. И они — Красная шапочка и ее мама, невероятно похожие друг на друга: в одинаковых обтягивающих черных платьицах, в одинаковых черных париках-каре, в одинаковых туфлях на ногах, да, что там, с одинаковыми жестами.

Зачем эта похожесть? Ответ на этот вопрос станет очевидным в конце спектакля, а пока, не произнося ни слова мама и дочка — актрисы Анастасия Колпикова и Юлия Стожарова – просто двигаются, просто жестикулируют, просто «играют лицами», пока текст пьесы Помра, произносимый двумя женскими голосами, звучит откуда-то сверху.

Голос матери твердит: у меня нет времени играть с тобой. И тогда дочка пытается подарить ей время, которое мама попросту не замечает, а после перестает практически замечать и свою дочь — лишь изредка играет с ней, изображая некое страшное животное. Так они и живут до тех пор, пока отчаявшаяся в своем одиночестве дочка не решает отправиться к бабушке — по тропке, через лес, играя с собственной тенью и встречая самое настоящее Зло. Но, вот штука, не в виде банального волка, а в виде себя самой, отражающейся в большом зеркале.

Спектакль-танец, спектакль-пантомима, спектакль-хореография неожиданно оборачиваются сказкой, в которой оживают тени, оживают комплексы, оживают страхи. Зачем? Чтобы позволить героям встретиться с ними лицом к лицу.

Это завораживает, хоть выразительных средств тут с гулькин нос. Но дело-то даже не в них, а в игре, в удивлении, скажем, от того, что монументальная в «Кориолане» и давящая в «Эльзе» Анастасия Колпикова вдруг танцует, вдруг становится едва ли не девочкой, да и, в принципе, полностью меняет сложившееся за последние пару лет амплуа. Или от Юлии Стожаровой, для которой эта постановка и вовсе едва ли не бенефис.

Зло тут недаром отражается в зеркале, потому как оно — внутри каждого из нас. Вот он, главный посыл постановки. Встретишься с ним, посмотришь ему в глаза и узнаешь непременно, а потому глупо надеться на хэппи-энд. Зло сожрет девочку, вот и вся недолга.

Ах, да — о схожести мамы и дочки. Последняя все же сумеет избавиться от всех своих страхов и чувства одиночества. Но именно в этот момент Красная шапочка и превратится из девочки во взрослую женщину — такую же, как ее мать. Ее она поселит в домике на другой стороне леса. И будет к ней иногда ходить. Но редко-редко, потому что у нее на это не будет времени. Такая жизнь.

 

Источник - МосЛента

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.