Размер Цвет Изображения Выйти

«Я — за эмоциональный и чувственный театр»

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

В Театре на Таганке поставили «Чайку 73458» по Чехову, где в роли Аркадиной на сцену впервые вышла директор театра Ирина Апексимова. Корреспондент «Известий» побеседовал с актрисой об интерпретации знаменитой пьесы и будущем легендарной Таганки.

— Наверное, любой театрал как минимум дважды видел «Чайку». Почему вы решили взяться эту пьесу?

— Мне очень нравится это произведение. Из-за такого количества постановок сказать, что я этого делать не буду, как-то глупо. Почему решили? Я тоже имею право сыграть роль Аркадиной. Для драматических артистов «Чайка» — это пьеса, через которую обязательно нужно пройти. В ней очень сложная драматургия и интересные актерские задачи. Понятно, что не сразу всё может получиться. Пока артисты, особенно молодые, заживут в этом, расставят все точки и акценты… По большому счету Чехов — это «школьная программа» для актера, его кухня. И потом, знаете, так хочется пожить в этой сумасшедшей драматургии, в том времени, поиграть в трудную любовь.

— Кто додумался посчитать количество постановок «Чайки», вынесенное в название спектакля?

— Считали специально обученные люди. Наверное, и это не самая точная цифра. Тут же еще не учли студенческие работы, любительские спектакли. А идея вынести цифру в название появилась вполне логично. Я предполагала, что первый вопрос будет, мол, сколько же можно ставить «Чайку»? Да вот столько, ребята, — 73 458 раз.

— Пригласить в качестве постановщика Дайнюса Казлаускаса — это некая дань московской моде на литовских режиссеров?

— Нет, это было предложение самого Дайнюса. Он уже ставил в России несколько спектаклей в коммерческих театрах. Меня с ним познакомил замечательный продюсер Эльшан Мамедов. Наш разговор с Дайнюсом начался сразу с «Чайки».

— Режиссер устраивал кастинг среди артистов Таганки или кандидатуры предлагали вы?

— Когда я поняла, что мы будем делать «Чайку», то предупредила его: «У тебя есть одно несчастье, от которого ты не сможешь отказаться, — это я в роли Аркадиной». А дальше был кастинг. Конечно же, смотрели не весь коллектив театра. Сначала подбирали по тем запросам, которые представил Дайнюс. Дальше, уже во время читки пьесы, он сам распределял роли и работал с артистами.

— В чем главная особенность работы с литовцем?

— Каждый режиссер особенен по-своему, и неважно, литовец он или русский. Дайнюс невероятно эмоционален и к тому же он блестящий актер. Для нас, артистов, сложность заключалась в том, что повторить демонстрируемое им на репетициях было практически невозможно. Мы пытались, как это положено, считать смысл, переложить его на свою «органику», но он, сволочь, нас в этом, конечно, превосходил. (Улыбается.) Мы сейчас все по нему безумно скучаем и думаем о новом совместном проекте.

— Вы впервые вышли на сцену Таганки в качестве актрисы. Учитывая, что долгое время вы были под пристальным взглядом прессы и недоброжелателей, тяжело далось такое решение?

— Конечно, ощущалось определенное давление. С другой стороны, я в своей жизни выходила на разные сцены, и, поверьте, это всегда большая ответственность. В данном случае ощущался еще и груз того, что я директор Театра на Таганке. Да, это легендарная сцена, но я играла и на не менее знаменитых сценах — Московского Художественного, Вахтанговского, Шекспировского Королевского театров. Если постоянно думать об этом, тогда можно просто опустить руки и ничего не делать.

— Нину Заречную сыграла ваша дочь Дарья Авратинская. Актеры по-разному воспринимают работу с родным человеком на одной площадке. Вы как уживались?

— Я понимала, что мне очень сложно будет с ней работать. Мы изначально не договаривались, что будем воспринимать друг друга только с профессиональной точки зрения. Это получилось само собой, по умолчанию. Она для меня просто актриса театра, а я для нее — партнер по сценической площадке.

— Авторитет мамы Дарью не давит?

— Конечно, давит. Понимаете, с ней-то внутренне всё в порядке. Это другие люди почему-то решают, что она должна доказывать свое право выходить на сцену, если является ребенком актрисы. Кому она обязана? Я не знаю. Почему нет таких претензий к другим молодым артистам, которые тоже недавно окончили театральный вуз и пробуют свои силы в профессии? 

 Сейчас стал особенно актуален Островский: во многих театрах появилась своя «Гроза», «Бешеные деньги» и другие его пьесы. Как думаете, Чехов столь же созвучен сегодняшнему дню?

— Островский — социальный автор. А Чехов — он не про актуальность, а про вечность.

— Антон Павлович все-таки писал для рефлексирующего зрителя. Сегодняшнему поколению молодых это свойственно?

— Это совершенно ошибочное представление о Чехове. Если человек, тем более молодой, рассуждает о жизни, смысле существования, — это не говорит о рефлексирующей натуре, а скорее о наличии ума. Я верю, что молодежь у нас умная и мыслящая.

— Театр на Таганке всегда очень остро откликался на вызовы своего дня. На ваш взгляд, в чем заключается актуальность театра сегодня?

— Я ни в коем случае не отношусь к тем людям, которых интересует социальная или политическая актуальность театра. Человек рождается, живет, любит, женится, рожает детей, разводится и страдает. Изо дня в день, из поколения в поколение. Всё, что, извините за пафос, про жизнь человеческого духа, — актуально всегда. Просто это нужно выражать сегодняшним языком. Если в 1908 году в «Трех сестрах» Чехова произносили фразу «Отец умер ровно год назад» с одной интонацией, то сегодня она будет звучать совершенно иначе. Должна присутствовать живая интонация сегодняшнего человека, выходящего на сцену. Тогда это будет актуально. Я — за эмоциональный и чувственный театр.

— 2017 год проходит под эгидой столетия основателя Таганки — Юрия Любимова. Какие мероприятия, посвященные этой дате, будут проходить в театре?

— Мы очень скрупулезно готовим музейное действо, посвященное 100-летию Юрия Петровича Любимова. Отремонтирован его знаменитый кабинет, где на стенах оставлено множество автографов выдающихся личностей. Я понимаю, что для людей это самое интересное место. Но кабинет маленький, всех желающих не вместит. Поэтому мы решили еще и сделать интерактивный музей в зрительском фойе. Кабинет Любимова оживет, зрителю расскажут про людей, которые там оставили автографы. Открытие пройдет 30 сентября, в день столетия Юрия Петровича.

Помимо этого будет сделан виртуальный тур по театру. Его озвучат артисты театра. И, конечно же, 30 сентября мы покажем легендарный спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана», с которого началась история Таганки. Думаю, мы сыграем его два раза в режиме нон-стоп, потому что в этот день вход в театр будет бесплатным.

— Ирина, когда у театра есть легендарная история, то всегда очень сложно перевести его на новые рельсы. Как думаете, удастся ли ужиться старой и новой Таганке?

— Когда-то был старый МХАТ, пришел Олег Ефремов и построил новый театр. А за ним — Олег Табаков. Был Театр драмы и комедии Плотникова, пришел Любимов и перевернул представление о театре. Легендарная Таганка Любимова жива и остается в его спектаклях. Но «театр — дело молодых», как любил повторять сам Юрий Петрович. Для того чтобы появился новый театральный лидер, сегодня надо просто создать благоприятную ситуацию.

 Если немного пофантазировать, как это любил делать Антон Павлович, и представить будущее Театра на Таганке, скажем так, лет через десять, то каким вы его видите?

— Мне бы хотелось, чтобы театр жил полноценно. Чтобы здесь была возможность одновременно экспериментировать, делать режиссерские и актерские лаборатории. В идеале это должен быть большой театральный комплекс, который должен работать 24 часа в сутки. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет чисто технически. А хочется, чтобы это был такой многослойный пирог, в котором любой человек мог найти для себя что-то интересное.

 Тогда директор Апексимова спокойно сядет в кресло с мыслью, что всё сделано?

— Ну я вряд ли успокоюсь. (Улыбается.) Начну тогда придумывать еще что-то новое. Спокойная жизнь в кресле директора — это точно не про меня.

Справка «Известий»:

Ирина Апексимова — заслуженная артистка России. Окончила Школу-студию МХАТ, курс Олега Табакова, и была принята в труппу МХТ имени Чехова. Обучалась современному танцу в США. Играла в нескольких репертуарных театрах Москвы, а также в антрепризе. Фильмография актрисы насчитывает более 50 работ, в том числе «Му-му», «Святой», «Ширли-мырли». С 2012 года — директор Театра Романа Виктюка. С 2015-го — директор Театр на Таганке.

 

Источник - Известия
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.