Размер Цвет Изображения Выйти

В ритме фарша

Автор: Борис Барабанов

Коммерсант

"Суини Тодд" Стивена Сондхайма в Театре на Таганке

В ряду нескольких громких премьерных проектов, приуроченных к 100-летию режиссера Юрия Любимова, в Театре на Таганке начались показы мюзикла "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит". Впервые на отечественной сцене играют знаменитый бродвейский музыкальный триллер композитора Стивена Сондхайма. Более того, это вообще первый мюзикл 86-летнего мастера, интерпретированный в российском театре. Постановку осуществил лауреат "Золотой маски" Алексей Франдетти. Русского "Суини Тодда" посмотрел БОРИС БАРАБАНОВ.


Сюжет "Суини Тодда" российский зритель знает прежде всего по кровавому фильму Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли. Там режиссер любовался своим любимым актером, которого к тому же заставил еще и петь, и это любование перевесило прочие эмоции. Ту же историю в жанре панк-мюзикла несколько лет назад пересказали музыканты группы "Король и Шут", взяв в союзники детского поэта Андрея Усачева. У покойного лидера группы Михаила Горшенева и его коллег получились запоминающиеся музыкальные номера, харизма музыканта настолько совпала с мрачной атмосферой легенды о демоническом парикмахере, что спектакль время от времени показывают и сейчас, с обновленным составом труппы.

Оригинальная музыка Стивена Сондхайма, которую наш зритель слышит живьем впервые, отнюдь не так привязчива. В первом отделении спектакля уху не за что зацепиться. Все хитовые темы звучат после антракта. И вообще, изначальный бродвейский "Суини Тодд", премьера которого состоялась в 1979 году, тяжело набирает обороты, даром что сам автор называл его "черной опереттой". Версия Алексея Франдетти — не исключение. Только во втором отделении зрителей захватывает чистая эмоция. Несколько номеров подряд буквально выжимают слезы. Жалко всех, и даже самого Тодда, который погибает от своей же собственной бритвы, отправившей в мясорубку и в печь практически всех героев спектакля.

В анонсах таганского "Суини Тодда" встречалась формулировка "иммерсивный мюзикл", однако если иметь в виду буквальный перевод этого термина — "вовлечение, погружение",— то иммерсивность здесь присутствует в легкой форме: актеры действительно играют иногда среди зрителей в зале, иногда светят им в глаза фонариками, иногда гладят по голове, кого-то могут даже приобнять. Если начистоту, конфигурация сценической площадки впечатляет больше.

"На таком спектакле не заснешь",— сказал когда-то Борис Ельцин, посмотрев мюзикл "Метро". На "Суини Тодде" это невозможно физически. Приходится постоянно вертеть головой. Помимо круглой сцены-стола в середине зала есть отдельная декорация цирюльни Тодда, есть психбольница Бедлам, вписанная в конструкцию, напоминающую одновременно люстру и птичью клетку, а главное — есть масса скрытых от глаз пространств, где размещены музыканты оркестра. Причем речь идет о старой сцене театра, той самой, где играл еще Высоцкий, и для каждой серии представлений "Суини Тодда" зал фактически полностью перестраивают, перекрывая ряды кресел деревянными мостками.

Викторианский колорит, свойственный киноверсии и первым постановкам мюзикла, в Театре на Таганке уступил место очень условной реальности, главная отличительная черта которой — почти полное отсутствие крови. Она появляется изредка, то в виде нити, которая оплетает весь зал, то проступает пятнами на фартуке хозяйки пекарни Ловетт. Но фонтаном не бьет. Это тот редкий случай, когда отсутствие чего-то буквально режет глаз. Нет на сцене и огромной мясорубки, перемалывающей жертв Суини Тодда в фарш: авторы постановки не стали делать из спектакля жестокий слэшер. Зрителя берут голосами и актерской энергией, и это вполне в традициях Таганки.

Здесь стоит отметить, что для мюзикла "Суини Тодд" не набирали поющих артистов отдельно. Все сделано силами регулярной труппы Таганки. Лучший женский голос — актриса Дарья Авратинская, исполняющая роль дочери Тодда Джоанны. Тот случай, когда семейственность (Дарья — дочь директора Театра на Таганке Ирины Апексимовой) пошла делу только на пользу. Среди мужчин вне конкуренции исполнитель роли Суини Тодда Петр Маркин, обладатель мощного баритона и брутальной внешности: после спектакля с его участием образ, созданный Джонни Деппом, на какое-то время вовсе стирается из памяти.

Источник - КоммерсантЪ

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.