Размер Цвет Изображения Выйти

Впервые в России поставили мюзикл Стивена Сондхайма

Автор: Екатерина Кретова

Московский Комсомолец

На Таганке орудует маньяк

Массивные деревянные столы, тяжелые стулья, привинченные к полу, тусклый свет настольных ламп… Сегодня вы не в театре, а в лондонском пабе, где пьют джин, заедая его пирожками с такой нежной мясной начинкой, что никогда не догадаться, из чего, вернее, из кого она сделана… Зловещий маньяк Суини Тодд в любой момент и вас превратит в фарш для пая. Добро пожаловать на музыкальный триллер Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» - впервые поставленный в России на русском языке шедевр американского композитора и драматурга Стивена Сондхайма.

Впервые в России поставили мюзикл Стивена Сондхайма
фото: Наталья Мущинкина

Актеры и музыканты рассредоточены по залу. Хотя дирижер Армен Погосян вместе с инструментальным ансамблем спрятан за шторой, всем хорошо видны мониторы. Без дирижерского жеста здесь ничего не сделать. Музыка Сондхайма столь же прекрасна, сколько сложна. Если честно, его мюзиклы – это, фактически, современные оперы. Не случайно они нередко ставятся в оперных театрах – к примеру, этот самый «Суини Тодд» какое-то время был в репертуаре Нью-Йоркской Сити-оперы. То, что эту музыку поют (хорошо поют!) драматические артисты – случай уникальный и достойный восхищения. Особенно сильное впечатление производят сложнейшие ансамбли и хоровые сцены.

В центре зала – большой деревянный круг, на который лучше не опираться руками: можно легко их лишиться. Под кругом – адская кухня с мясорубкой и духовкой для приготовления вкуснейших пирогов миссис Ловет. Екатерина Рябушинская в этой роли - обаятельная ведьма, добрая и жестокая, сентиментальная и бесчеловечная одновременно. Ее пирожки с жуткой начинкой подбрасывают на столы зрителям: приятного аппетита! Что – не хочется? Тогда почувствуйте лезвие бритвы прямо у себя под подбородком! Тоже неприятно? Ну ладно, есть и хорошие новости: очаровательная девица кокетливо подсядет к вам на колени. Впрочем, насколько она очаровательна? Черные круги под глазами, странная одежда, которую можно назвать «супермодные лохмотья», мертвенная бледность… Что-то от девицы веет преисподней… И хор поет мелодию, основанную на секвенции Dies Irae – День гнева, то есть Страшный Суд. Художники Евгений Терехов, Анастасия Пугашкина, Эльвира Галимулина с уместной долей черного юмора моделируют мир диккенсовской Англии с примесью образов в духе Тима Бертона. Впрочем, ничего от кино здесь нет – ни видеопроекций, ни бытовой достоверности. Все инструменты, которыми пользуется Алексей Франдетти – чисто театральны.

фото: Юрий Богомаз

Сюжет о лондонском брадобрее, которого коварный судья Терпин услал на каторгу, чтобы завладеть его красавицей женой, и который вернулся пятнадцать лет спустя, чтобы страшно отомстить, прочитан режиссером как городская легенда-страшилка. И, конечно, нет лучшего способа рассказать эту страшилку, чем в жанре уличного балагана. Яркие контрасты, макабрический грим, изобретательная сценография, виртуозная работа саунд-дизайнера (Алексей Акинчиц) и художника по свету (Иван Виноградов), экспрессивная пластика Ирины Кашубы - классная рамка для главного выразительного элемента спектакля: актерской игры и пения. Петр Маркин в роли Суинни Тодда – обаятельный монстр, которого ненавидишь и которому сочувствуешь: изуродованное лицо, всклокоченные волосы, массивное тело, глубокий бас и паталогическая жажда мщения. В нем не осталось уже ничего человеческого. Даже дочь использует в виде приманки для главного врага. Но, тем не менее, почти до самого конца мы на его стороне. Уж очень несимпатичен мир, который его окружает - сумасшедшая нищенка (Марфа Кольцова), подлый Пристав (Никита Лучихин), порочный судья Терпин (Сергей Ушаков), мошенник Пирелли (Константин Любимов) – сплошь люди малоприятные. Но есть и другие – дочь Суини прекрасная Джоанна (Дарья Авратинская), влюбленный в нее искренний и отважный юноша Энтони (Александр Метелкин) и, наконец, мальчик Тобби, которого играет актриса-травести Анастасия Захарова столь точно и пронзительно, что настоящему ребенку, пожалуй, так и не сыграть.

Тот, кто в полной мере способен понять уровень и достоинства партитуры Стивена Сондхайма и его место в современном музыкальном театре, может адекватно оценить премьеру «Суини Тодда» в Москве. Это не только талантливый и оригинальный спектакль, но и важнейшее культурное событие. Да еще и смелый поступок. И потому, что материал очень труден для качественного воплощения. И потому, что появление этого нетривиального проекта в сезоне 100-летия основателя театра Юрия Любимова не у всех встречает понимание. Но, как совершенно правильно заметила директор театра Ирина Апексимова, «Юрий Петрович был огромной личностью, громадиной. И как человек и как творец. Он постоянно экспериментировал, создавал нечто новое, взрывая привычные представления о театре. И поэтому думаю, что ему бы это понравилось».

Источник - Московский Комсомолец

Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.