Размер Цвет Изображения Выйти

Ирина Апексимова: театр – это любовное дело

Автор: Анна Кочарова

РИА Новости

Актриса Ирина Апексимова

Не секрет, что знаменитая любимовская Таганка последние годы переживала кризис. В марте 2015 года директором театра назначили актрису и продюсера Ирину Апексимову. Приход такого человека со стороны, судя по всему, обнадежил и актеров театра и публику, которая еще помнит о "золотых временах" Таганки. В интервью сайту ria.ru Ирина подвела итог своего первого "директорского" сезона в театре.

— Что для Вас лично, как для директора Таганки, было самым важным в минувшем сезоне?

— Самое главное, что я пришла в этот театр. Была непонятна судьба этого театра, внешне здесь царила атмосфера 70-х, и был полный развал. Мы работали по большому счету с января по июль, потому что до этого мы путешествовали по разным сценам, а здесь шёл противоаварийный ремонт. Репертуар был довольно мал, потому что из всех спектаклей Любимова, которые когда —то шли здесь, осталось всего восемь, которые возможно играть: одних артистов уже нет в живых, другие болеют… А вводить новых артистов без режиссера-постановщика невозможно. Мы восстановили эти 8 спектаклей и выпустили 5 премьер. И это мой главный итог.

— Труппа Таганки славится своим непростым характером, люди здесь никогда не стеснялись выражать свое отношение к руководству театра. Страшно было входить в труппу?

— Абсолютно не страшно, иначе я бы не пришла сюда. Для меня это закончилось, когда отсюда ушел Любимов, и дальше я не следила за здешними перипетиями. Когда я уже в силу своей должности углубилась в то, что происходило – мне стало, честно говоря, нехорошо. Конечно, простых театров  не бывает, поведение артистов очень сложно предсказать и предугадать. Но, что касается Любимова, то "лев постарел" – и тут все решили, что могут высказываться в его адрес.

— Любимов часто говорил о том, что актерам нужна жесткая рука. Вы сторонница этого принципа?

— Как актриса – да. Этот как врач. Если ты работаешь с режиссером, то ты ему полностью доверяешь. Артисты не могу оценивать себя изнутри, какими бы талантливыми или гениальными они ни были.

Спектакль Эльза по пьесе Ярославы Пулинович в постановке режиссера Юлии Ауг
Режиссер Юлия Ауг рассказала о новом спектакле Театра на Таганке
Как руководитель – не совсем. Мне кажется, что театр – это любовное дело, здесь должны существовать по любви или хотя  бы по уважению друг к другу, люди должны договариваться.

— Яркая история этого театра теперь, возможно, создает и сложности – как развивать Таганку?

—  Вспомните МХАТ, который был "ефремовским". А потом туда пришел Табаков и потихоньку, не сразу, сделал тот театр, который мы видим сегодня. В театре должны делаться спектакли разные, но главное – талантливые. У меня, учитывая мой актерский опыт, есть вкус, понимание того, что хорошо и что плохо – и я пытаюсь театр развивать. Что я точно не буду делать, и я считаю, что это провально, — ставить спектакли в стилистике Любимова. Так мог работать только он.

Сцена из спектакля "Красная шапочка" Театра на Таганке

Весь минувший сезон у нас шел проект "Репетиции", в рамках которого мы сделали 33 мини-спектакля. У  нас появились режиссеры, которые работают не под Любимова, но созвучно ему. Например, "Кориолан" режиссера Анны Потаповой или совершенно другой спектакль "Эльза" Юлии Ауг. Я была удивлена тем, как на "Эльзе" дамы почтенного возраста и моя дочь с друзьями  –  все они отреагировали примерно одинаково, сидели с "сентиментальной слезой" в глазах.

— А при всем разнообразии театральных постановок, чего не хватает сегодня зрителю?

Режиссер Вячеслав Тыщук

— Нам не хватает именно живой и чистой эмоции. Мы живем в циничный век и привыкли прикрываться чем-то. Ни для кого не секрет, что есть набор режиссерских и актерских штампов, с помощью которых мы играем страсть или слезы. Радоваться и страдать в какой-то момент стало пошло.

— У Таганки есть своя зрительская аудитория. Как преданные зрители относятся к новшествам?

— У нас есть своеобразная "фокус-группа", зрители, которые ходят сюда с 60-х годов. Они приходят, высказывают свое мнение, благодарят и говорят, что театр живет. И они, как ни странно, гораздо живее и подвижнее внутренне, чем среднее поколение зрителей. Новые зрители к нам приходят, их сложно привлечь, но они постепенно приходят.

Мы выпустили горячо всеми нами любимый спектакль "Золотой дракон" Леры Сурковой – это замах на совсем другой театр. Но, как ни странно, один из наших преданных зрителей сказал, что этот как раз и есть любимовский театр. Потому что, наверное, любимовский театр — это что-то талантливое, это ощущение новизны.

Сцена из спектакля "Кориолан" Театра на Таганке

— Как вы обновляете труппу?

— У нас появилось трое молодых актеров, выпускники школы-студии МХАТ и Щукинского училища. Когда появляется пьеса, для которой нет актера, мы можем взять нового человека. В остальном мы ограничены бюджетными средствами и штатным расписанием.

— В идеале молодой актер Таганки – для вас он какой?

— Может быть, это уже "навязло в ушах", но это синтетический актер, который хорошо играет, поет и пластичен. Музыкальных спектаклей здесь всегда было очень много, и мы сейчас тоже готовим две премьеры. У нас скоро должен выйти "Вий" – это такая рок-энд-драма. В труппе есть замечательная Панночка – Александра Басова, роскошная актриса, которую, по сути, раскрыл режиссер Александр Баркар.
И мы готовим еще один музыкальный спектакль – "Суини Тодд", который представил Алексей Франдетти также в рамках "Репетиций". Там очень сложная музыка, и это актерский мюзикл, что интересно. Надеюсь, он также войдет в репертуар театра.

— 2017– год столетия со дня рождения Любимова. Как вы планируете отмечать эту дату?

— Как минимум достойным Юрия Петровича может быть большой гастрольный тур по стране с его спектаклями, которые пока еще живы – это моя мечта. Сделать этот тур для того, чтобы люди посмотрели, что это такое. Это важно и для артистов, которые очень болезненно воспринимают все разговоры о том, что Таганка умерла. И конечно, мы ищем режиссера, который мог бы сделать спектакль-посвящение Любимову. Спектакль, который потом войдет в репертуар театра. 

Здание Театра на Таганке

Источник - РИА Новости
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.