Размер Цвет Изображения Выйти

На Таганке случилась последняя нежность

Автор: Екатерина Писарева

Московский Комсомолец

Режиссер Юлия Ауг поставила бенефисный спектакль о любви

Дощатый помост, коляска на заднем плане, песочница. По обеим сторонам сцены – импровизированные комнаты, условные жилища героев. Справа, поодаль, детская карусель-тарзанка, больше похожая на виселицу – символичная деталь (сценограф - Алексей Лобанов). Как говорят на Таганке, премьерный спектакль «Эльза» – это история любви пожилых Ромео и Джульетты, любви вопреки: общепринятым нормам, логике, возрасту.

На Таганке случилась последняя нежность
Фото предоставлено пресс-службой театра

Премьера на Основной сцене Таганки получилась долгожданная – эскизом «Земля Эльзы» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович (ученицы Николая Коляды) проект «Репетиции» открывался еще в начале сезона. Правда, тогда над бенефисным спектаклем на двух таганковских актеров работал иной режиссер – Семен Серзин. Материал взяли в дальнейшую работу, но ожидание затянулось. И, в связи с обстоятельствами, в итоге премьеру выпустил режиссер, тоже участвовавший в «Репетициях», но на сессии обратившийся к другому материалу («Клятвенные девы» Олега Михайлова), Юлия Ауг. Говорить, выиграл ли спектакль от внутренних перестановок в управлении не приходится, но, кажется, женский взгляд на проблему получился еще более острым и болезненным. И даже название спектакля Юлии Ауг более конкретное – «Эльза», по имени главной героини...

Она хороша, обаятельна и чуточку легкомысленна. Вот примеряет туфли, вот надевает большие резиновые сапоги – все не то, не так. Ищет свое – не находит. Так и не скажешь, что в жизни героини горе – и только траурный черный цвет ее одежды выдает с головой. Похоронила мужа и начинает новый этап взросления – пусть и в запоздалые семьдесят шесть. Но возраст в ее случае скорее условность, героиня Любови Селютиной – женщина-девочка. Трогательная, живая, с внутренним светом, исходящим из самого сердца, притягивающим завистливые взгляды. Эльза здесь – знакомый женский образ, эдакая провинциальная Малена, героиня в общем-то трагическая. Несмотря на мнимую легкость, на желание туфелек «на каблучке и с бантиком», на детскость, она – женщина с нелегким прошлым. За плечами – послевоенное детство и юность, горькое прозвище «фашистка», вмешательство НКВД, детдом, брак с нелюбимым… Израненная, но непокоренная, только в 76 лет она получает возможность пожить для себя. Но и это – видимость.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Когда Эльза знакомится с новым соседом, Василием Игнатьевичем (Юрий Смирнов), она осторожничает, испытывает. Вот посмотрела на него украдкой, вот меняется походка женщины, внезапно почувствовавшей себя желанной… Выстраданная жизнью любовь возникает решительно и вопреки – и кажется, что еще не поздно, и «счастье так возможно». Надежный и внимательный, готовый выслушать и помочь, Василий Игнатьевич становится надеждой Эльзы на светлое будущее, на последнее счастье и любовь. Их исповедальные рассказы друг другу о прошлом (проникновенно, в микрофон) – трогательное обнажение собственной слабости. Кажется, что в спектакле границы личной судьбы героев раздвигаются до масштабов судьбы поколения, судьбы людей того времени: когда делали «как принято», когда жертвовали всем, ради общепринятых канонов счастья и порядка.

Антагонист героям – общество, представленное яркими актерскими работами персонажей второго плана. Марина Полицеймако ( вдова Таисия Петровна), импульсивная Екатерина Рябушинская (дочь Эльзы - Ольга), взбалмошная Анастасия Захарова (внучка Даша) – задают особый тон и настроение действию.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Ностальгическая музыка (композитор Евгения Терехина) погружает зрителя в атмосферу контрастной, пронзительной нежности, зарождающейся между героями. Нежность тут – под прицелом, и когда меняется привычный ракурс «взрослые-дети», все рушится в одночасье. Современность врывается в ностальгическое пространство спектакля яркими маркерами эпохи. Так второй акт открывается обсуждением в модном ток-шоу – семейный скандал выносится на всеобщее порицание. Лиричное чтение стихов Шекспира перемешивается с упоминаниями всуе «Дома-2» и инстаграма, а шутки об украинско-русской фамилии и политических конфликтах вызывают грустную улыбку. И, кажется, что эти две эпохи наслаиваются друг на друга. Так растворятся и главные герои, не победившие в борьбе за любовь, но достойно сошедшие с арены. Как и во времена шекспировских страстей, справедливость восторжествует где-то после. А пока все меняется, но – неизбежно – повторяется.

Фото предоставлено пресс-службой театра
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27143 от 6 июля 2016
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.