Размер Цвет Изображения Выйти

“Вий” в Театре на Таганке: Рок-н-ролл мертв, а панночка – нет

Автор: Евгения Пикулева

Прожектор

вий, театр на Таганке, панночка, хома брут, Александра Басова, Филипп Котов

Фото: Прожектор / Евгения Пикулева

В Театре на Таганке состоялась премьера, которая обещает стать ярким событием сезона. Здесь режиссёр Александр Баркар поставил “Вия” Гоголя, переосмыслив классика через жанр рок-н-драма и разбавив повествование песнями рок-музыканта Вени Д’ркина.

Пересказ Гоголя получился поистине в духе рок-культуры: постановка стала своеобразной балладой несчастливой судьбы Хомы Брута. “Эта история о том, как человек борется со своими страстями, в итоге проигрывает им, причем с разгромным счетом, – говорит о постановке Александр Баркар. – Возможность победить была у него в руках, но он испугался и не смог сделать шаг в нужную сторону”.

Внешний облик спектакля напоминает концерт рок-группы. Из декораций на сцене только музыкальные инструменты, некоторые раскачиваются под самым потолком. Нет на сцене гроба панночки, не появится и нечисть, которая должна в третью ночь убить Хому. Но ощущение чертовщины не покидает всю постановку, даже порой кажется, что ты попал на шабаш ведьм. Пять актеров в черном то и дело затягивают песни под аккомпанемент группы ADAEN и двигаются, словно исполняя ритуальный танец. Музыка чем-то похожа на смесь “Арии” и “Мельницы” – мелодичное звучание разбавляется тяжелыми “металлическими” аккордами.

Когда говорят о панночке и Хоме Бруте, в голове волей-неволей возникают образы, которые создали Наталья Варлей и Леонид Куравлев в единственном советском фильме ужасов “Вий”. Актеры Театра на Таганке представили персонажей совсем иначе, и те получились необычайно колоритными.

вий, театр на Таганке, панночка, хома брут, Александра Басова, Филипп Котов

Фото: Прожектор / Евгения Пикулева

Александра Басова, исполняющая роль ведьмы, очаровательна. Ее панночка – не бледная фурия, подобно зомби поднимающаяся из гроба. Нет, она, живая, до последней минуты искушает Фому своим тонким голоском и сладостными речами. В какие-то моменты кажется, что в ней ничего нет от ведьмы и что девушка хочет прижаться к любимому, напоиться его теплом и вновь ожить. Но ведьма плетёт дьявольские путы и пытается накинуть их на Хому Брута, ее сопрано то и дело сменяется криком, а в глазах блестит совершенно не ангельский огонёк – воистину, Александра Басова обращается в мистическую сирену.

По словам Филиппа Котова, при работе надо образом Хомы Брута он вдохновлялся творчеством Курта Кобейна и Вени Д’ркина. В его образе угадывается лирический герой рок-баллад, судьба которого сложилась не лучшим образом. Он пытается бороться с искушением, отгоняет от себя зло, и когда до хэппи-энда остается всего ничего, силы покидают его. В какой-то момент становится понятно, что сражается он не столько с “проклятой ведьмой”, сколько с самим собой и своими страхами.

Новое прочтение “Вия” однозначно удалось. Несмотря на то, что в гоголевский сюжет вплетаются музыкально-поэтические тексты рок-барда девяностых, постановка Александра Баркара получилась цельной, интересной и завораживающей. Хочется разучиться моргать, чтобы не упустить ни секунды этой чарующей страшной сказки.

 

"Вий" в Театре на Таганке

Источник - Прожектор
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.