Размер Цвет Изображения Выйти

Ирина Апексимова: Я стала директором Театра на Таганке, взяв себя на «слабо»

Два года назад Ирина Апексимова была назначена директором Театра на Таганке. За это время она сумела наладить отношения с коллективом, который фактически выдавил двух предыдущих руководителей, обновить состав труппы и репертуар. В прошлом году на Таганке было семь премьер. Зрители выходили в слезах с «Эльзы» режиссера и актрисы Юлии Ауг по пьесе драматурга Ярославы Пулинович, которой еще нет тридцати. Этот год начался с премьеры хоррор-мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Ирина Апексимова рассказала «Снобу» о своем методе возвращения некогда великого театра к жизни, о борьбе с профессиональным выгоранием и об отношении к режиссерам нового поколения
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

С:Удалось ли за два года уладить ситуацию с бунтами в театре или это стало частью ежедневной рутины?

Когда я только пришла в театр, складывалось впечатление, что его сотрудники живут в прошлом, как в фантастическом фильме. Внутри у них что-то бурлило, но это было интересно только им самим. Были семь или восемь человек, которые решили устроить бунт — они до сих пор занимаются бумагомаранием, раз в два дня пишут письма, жалобы, — ну и бог с ними.

С:Это профсоюз протестует?

В театре сегодня есть три профсоюза. Первый, самый многочисленный, включает в себя работников всех цехов театра: актеров, бутафоров, осветителей, монтировочный цех и т. д. С ними проблем не возникало и не возникает. Еще есть профсоюз из трех человек: реквизитор и уволенные за прогул работник литературной части и актриса. И наконец, есть еще одна профсоюзная организация, по-моему, из восьми человек, которая и занимается «эпистолярным трудом». 

С:Когда Департамент культуры Москвы назначал вас на должность директора, вы представляли себе ситуацию в театре? Почему вы согласились?

Было интересно — предложение было очень серьезным. Я всю жизнь делаю шаги, от которых другой, нормальный, человек отказался бы на моем месте. Я думала: смогу или не смогу? Как будто я сама себя взяла на «слабо», не особо раздумывая над проблемами, с которыми придется работать. Сейчас это уже мой театр — я два года из него не выхожу и оставляю здесь много сил. Самое сложное для меня — по-новому заявить об этом театре, чтобы зритель знал, что главное здесь — не бунты, а интересные спектакли.

С:Вы и директор, и худрук? Или в Театре на Таганке нет официального художественного руководителя?

Официального — нет. 

С:Насколько это типичная модель работы театров?

В последние пять лет такое часто встречается. Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Сергей Безруков стали художественными руководителями с директорскими функциями. У меня ситуация обратная: я пришла в театр как директор с функцией худрука. Сейчас Театр им. Моссовета работает по такой же схеме — директорский театр.

С:Значит, вы больше администратор, чем куратор?

Трудно сказать, какой работы больше. Иногда дни бывают целиком посвящены административной работе, иногда, например, по субботам и воскресеньям, работаю только художественным руководителем. Разумеется, я делаю это не одна — в театре есть высококомпетентный экспертный совет. 

С:Не выгораете?

Наверное, выгорают те, кто достиг своего профессионального потолка. Мне же еще далеко до этого: каждый день учусь и сдаю экзамены. 

С:Недавно в Роттердаме вы играли в спектакле с Гошей Куценко.

Я не оставляю свою основную профессию: ее нельзя предавать, она за это очень сильно мстит. (Смеется.) Играю в двух спектаклях — в «Скамейке» с Гошей Куценко и в «Игре в правду», тоже с Гошей Куценко, Дмитрием Марьяновым и Константином Юшкевичем — это моя отдушина. И это очень поддерживает в директорстве — дает ощущение, что я всегда могу отсюда уйти. 

С:Каким был ваш стиль работы в начале — увольняли, стучали кулаком по столу?

Нет, кулаком по столу — не мой стиль. Когда я пришла, театр вообще не работал — они ничего не играли. Труппа притом достаточно большая — больше 150 человек. Всю эту компанию нужно кормить, и кормить ее можно только трудом тех актеров, кто выходит на сцену каждый день. В первый год я не продлила шесть срочных контрактов. Некоторые из старейших работников ушли сами — не были согласны с новой системой работы. Они прожили в этом театре всю жизнь и очень хотели бы оставить все как прежде. Но жизнь на месте не стоит, и невозможно превратить театр в мавзолей памяти светлых семидесятых.

С:У вас есть представление о том, какой у Театра на Таганке должен быть имидж? Какие ассоциации должны возникать у людей, когда они слышат это название?

Ассоциации с живым, современным, неординарным театром. Режиссеры, которые работают в театре, пришли из театральной лаборатории «Репетиции» — молодые, злые и, главное, талантливые. Они ставят спектакли, проникнутые современным ритмом, сообразно с их ощущением времени.

С:«Репетиции» придумали вы? 

Да. В экспертный совет, о котором я говорила, вошел театровед и искусствовед Видас Силюнас, который был моим педагогом в Школе-студии МХАТ, а много лет назад он был советником Юрия Любимова в этом театре. Я пришла к нему советоваться и попросила помочь в выстраивании художественной линии театра. Он, в свою очередь, пригласил известного театрального критика Елену Груеву, эксперта премии «Золотая маска». Она круглый год ездит по всей стране, смотрит, кто, что и где ставит, и отбирает претендентов на премию. Груева и начала приглашать режиссеров на «Репетиции». Условия проекта были достаточно сложными: сделать спектакль практически за неделю — не полноценную постановку, конечно, а эскиз. В 2016 году у нас было семь премьер — все спектакли вышли из «Репетиций», в том числе и наш свежий музыкальный триллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» Алексея Франдетти. К нам пришел и Денис Бокурадзе, который работает в Новокуйбышевске. За ним гоняются все театральные компании Москвы, чтобы он им что-нибудь поставил. Летом мы презентуем его спектакль «Старший сын», который тоже был придуман на «Репетициях».

 

С:Насколько театральный язык молодых режиссеров отличается от того, к которому вы привыкли, играя на сцене?

В театральном языке все новое — это хорошо забытое старое. Все модные тренды — иммерсивность и так далее — они уже были. Когда-то Анатолий Васильев ставил здесь «Серсо», в котором уже начиналось то самое разрушение «четвертой стены». Спектакль Любимова «Десять дней, которые потрясли мир» начинался с того, что актеры встречали зрителей еще у выхода из метро. Вот вам и иммерсивность. Несколько лет назад началось сумасшествие по постановкам балетмейстеров в драматических театрах. Все тогда закричали, как это круто, как это ново — спектакли без слов. А в 1992 году, когда я была актрисой МХАТа, у нас уже были пластические спектакли без слов для драматических артистов. У меня, в общем, нет ощущения, что я из «того» поколения, а наши новые режиссеры — из «этого». Это мой мир, я живу сейчас. 

С:Мода на иммерсивность — результат работы театральных компаний, которые сделали «Черного русского» и «Вернувшихся». У них отличный маркетинговый отдел, который убедил журналистов в том, что такого на сцене точно еще не было. Что вы думаете о своем маркетинге?

Правильно выстроенная маркетинговая политика — это такое же искусство, как успешный спектакль. Только, в отличие от спектакля, который «выстреливает» сразу в виде аншлагов, оваций и наград, маркетингу нужно больше времени, не менее двух лет, для того чтобы люди начали иначе воспринимать это место и «тумблер» в их головах переключился. Я же как директор не могу себе позволить заниматься промоушеном одного спектакля, мне нужно создать успешную концепцию всего  театра. Я не ставлю перед собой цель привести в театр всех, я хочу, чтобы на спектакли Таганки пришли люди, которые любят театр или хотят его полюбить, но пока не решили за что.
 
Источник - Сноб
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.