Размер Цвет Изображения Выйти

Режиссер "Таганки" Вячеслав Тыщук: справедливый гнев приводит к беде

Автор: Анна Михайлова

РИА Новости

Режиссер Вячеслав Тыщук

После ухода основателя театра — Юрия Любимова — "Таганка" испытывала кризис жанра. Чтобы преодолеть его, в театре была создана творческая лаборатория "Репетиции", где молодые режиссеры начали ставить, а зрители и приглашенные эксперты оценивать спектакли, достойные постоянного репертуара театра. В минувшем ноябре номинант на "Золотую маску", режиссер Вячеслав Тыщук представил свою работу по роману "Петербург" Андрея Белого. 25 мая его "Петербург" дебютирует на малой сцене. Накануне премьеры Анна Михайлова поговорила с режиссером о красоте и хаосе.

— Почему вы поставили именно "Петербург" в очень "московском" Театре на Таганке?

— Я давно хотел сделать спектакль по этому роману, но не знал, как к нему подступиться. Благодаря лаборатории "Репетиции" я смог посмотреть и поиграть с материалом, с текстом. В итоге что-то вышло, какие-то роли были неплохие, сцены неплохие, и решили это развить в спектакль.

— Приходя в театр с такой серьезной традицией, как на Таганке, часто сталкиваешься с определенными ожиданиями, даже стереотипами, ведь здесь есть своя сложившаяся аудитория. Вы ориентировались на них или хотели привлечь в театр новых зрителей?

Режиссер Вячеслав Тыщук

— Я могу, наверное, про себя сказать, что я зрительский режиссер. Мне нравится, когда зрителю интересно, когда информационный поток со сцены его задевает, волнует, с ним что-то происходит.

Исходя из своего опыта, я понял, что мой идеальный путь такой: если будет интересно мне, будет интересно и зрителю. Поэтому я отсекаю обычно такие обстоятельства, как ожидания зрителей. Не надо о них думать, надо просто делиться тем, что на самом деле волнует нас с актерами.

— Как сценографически было решено присутствие Петербурга в спектакле? В романе Белого город — это практически отдельный персонаж, вы это отображали в своей постановке?

— Белый осмыслял Петербург как очень структурированный город, который состоит из прямых линий. В этом произведении два начала — Аполлон и Дионис, то есть аполлоническое и дионисийское. Соответственно, переосмысливается и Россия: Дионис — творческое хаотичное начало, а структурированный Петербург — Аполлон.

Петербург у нас присутствует не в плане каких-то деталей, а того смысла, который Белый закладывал. Красивый город, который строили на болоте, — это противоречие не только города, но и людей, которые его населяют, и вообще России, русского человека.

Репетиция спектакля "Петербург" в Театре на Таганке

— Вы как-то вписывали свой спектакль в контекст постановок по Достоевскому, по Гоголю? Ведь это также авторы, для которых Петербург был не просто декорацией, а непосредственно влиял на атмосферу произведений.

— У нас Петербург как таковой на сцене не присутствует. Мы захотели всё это сделать в детской главного героя Николая, нам важно было пойти от автора и по тем местам действия, которые у него есть, но пойти именно к смыслу.

В романе присутствует тема потерянного детского рая, детства как безоблачного, беззаботного существования. В эту детскую приходят кошмары и персонажи, которые появляются как страшные сны.

Репетиция спектакля "Петербург" в Театре на Таганке

— Еще одна важнейшая тема романа — терроризм, а точнее, то, как человек во имя идеи скатывается к насилию, к терактам. Кажется, сегодня этот вопрос стоит остро как никогда. Какой ответ вы предлагаете зрителю?

Репетиция спектакля "Петербург" в Театре на Таганке

— У Белого мы видим, как хорошо воспитанный человек вдруг оказывается захвачен этим хаосом, он почему-то решает убить отца. Мы следим: сделает или не сделает, взорвет отца или не взорвет. И с героем на этом пути происходят различные озарения.

В тексте у Белого Николай как раз и есть тот западный человек, который вдруг ощутил хаос и начал этому следовать, а потом испугался, потому что это привело к разрушению.

Наверно, в некотором смысле Белый относится негативно к этому, к революции, в частности. Не зря первая версия романа написана в 1913 году, но после 1917 года он текст значительно переработал.

Что касается современности, то это хаотичное дионисийское начало я заметил и в себе, и в окружающих, когда тебя ведет чувство справедливого гнева. Это чувство сладкое, но оно сильно мешает, происходит такая интоксикация этим, и возможность критического мышления отключается, люди уже не способны слышать и воспринимать. Это возникает как огонь и приводит к бедам. Мне было интересно, как современность в этом смысле перекликается с произведением.

Репетиция спектакля "Петербург" в Театре на Таганке
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.