Размер Цвет Изображения Выйти

Александр БАРКАР: «Я не боюсь, что меня могут не понять»

Автор: Маша ТРЕТЬЯКОВА

Экран и сцена

Александр БАРКАРТворческая судьба молодого режиссера Александра Баркара непроста. Из Луганска, где у него была собственная, довольно популярная в городе, театральная студия, он приехал в Москву, и здесь все пришлось начинать с нуля. И пусть возродить студию пока не удалось, Баркар уже уверенно заявил о себе. Он ставит спектакли на сценах Театра на Таганке и РАМТа (где после нескольких работ на малой сцене, наконец, выходит на большую), участвует во всевозможных творческих лабораториях, делает радиоспектакли. При этом он не пытается подражать кому-то из крупных театральных мастеров, а очень четко представляет себе, что и как он хочет сказать, и говорит это абсолютно по-своему, постепенно завоевывая любовь и признание театральной Москвы.

 

– Скоро в Театре на Таганке выходит ваш спектакль “Вий”. Он появился благодаря проекту “Репетиции”. Расскажите о нем.

– Ирина Викторовна Апексимова пришла в театр с непростой историей. И как умный человек она поняла, что для того, чтобы труппа не погрязла во взаимных упреках, нужно организовать активную работу. Что она и сделала. Артисты за сезон прошли дикий марафон, каждый месяц три-четыре новых режиссера в течение короткого времени делали наброски к постановке. Для труппы эта работа оказалась “живой водой”, даже несмотря на невероятную усталость. Выходят спектакли по эскизам, а на новый сезон запланированы новые пробы. Благодаря проекту обновляется репертуар театра.

– Так ведь режиссерские лаборатории уже давно и активно проходят во многих театрах.

– Лаборатории такого рода, как “Репетиции”, вообще уникальная штука. Пожалуй, я не припомню таких проектов до Таганки. Обычно проводятся разовые – сессионные лаборатории. Таганка первой решилась на дистанцию длиной в сезон. Многие в это не верили, но сработало. И я тут говорю даже не о значимости спектаклей. Сейчас нет смысла гадать, будут они номинированы на “Золотую Маску” или нет. Дело не в этом. Важно было мобилизовать труппу, и, на мой взгляд, это удалось с блеском.

– Почему для своего эскиза вы выбрали “Вия”?

– За то время жизни в Москве, что я не мог заниматься режиссурой, у меня придумалось много всяких замыслов. Один из них – музыкальный спектакль по “Вию” с песнями Вени Д’ркина, которого я нежно люблю: я его зем-ляк, и его произведения впитал не с молоком матери, конечно, но с молоком профессии. Когда я учился в Луганске в колледже культуры, это был культовый автор для моего круга. Песни Д’ркина не просто созвучны Гоголю, они возводят его в степень. Вот, к примеру, мы знаем, что Панночка – ведьма, но почему она ведьма? Что с ней произошло? И в одной из песен Вени Д’ркина я нашел ответ. Это и стало отправной точкой спектакля.

– Артисты будут петь?

– И петь, и играть на музыкальных инструментах. Аранжировки ко всем песням написал артист Таганки и музыкальный руководитель спектакля Александр Марголин.

– На сайте жанр спектакля определен как рок-н-драма.

– Да. Я большой поклонник творчества Владимира Панкова и его студии “SounDrama”. Очень люблю ставшую уже классической трилогию “Гоголь. Вечера”. Я думаю, нам не удастся уйти от сравнений с этими спектаклями. Но я не то чтобы взял на себя смелость продолжить его дело, просто подвернулась такая соблазнительная идея. К тому же наш спектакль – это не саундрама, потому что повторить эксперимент Панкова может только сам Панков. Мы попытались отыскать свой путь. Мне очень хотелось, чтобы все услышали и прочувствовали творчество Вени Д’ркина, я очень хочу не подвести его. Я никогда не забывал, откуда я родом, и очень дорожу своими корнями.

– Музыка всегда играет в ваших спектаклях чрезвычайно важную роль.

– У меня есть смешное воспоминание: в Луганске зрители говорили, что спектакли у Баркара так себе, но музыка там классная! Услышав в очередной раз о своей постановке что-то подобное, я решил поставить спектакль вообще без музыки. Так появилась “Темница”, где нет ничего, кроме двух артистов и табуретки.

Музыка, которую я люблю, обычно становится частью моих спектаклей. Многие луганские зрители стали фанатами определенных исполнителей именно потому, что узнали о них из наших постановок. В “Школе” (спектакль, который готовится к постановке в РАМТе – прим. ред.) я тоже задумал не совсем обычный саундтрек. Посмотрим, можно ли такую музыку использовать на театральной сцене.

– Судя по вашим словам и по тому, что в постановке “Вия” использована пьеса Нины Садур “Панночка”, главная роль в спектакле отведена именно этой героине, а не Хоме. Это так?

– На самом деле, у Садур как раз основной акцент на Хоме. И я старался сместить этот акцент в сторону Панночки. Потому что мне как мужчине гораздо интереснее ставить про женщин. Но в итоге спектакль получается даже не о Панночке, не о Хоме, не о казаках, а об искушении как понятии и о возможности (или невозможности) с ним бороться. А это вещь внегендерная.

– Вы легко сошлись с труппой?

– Интересно было бы увидеть режиссера, который что-то делает легко. Все люди разные, у всех есть свои воззрения на желаемый результат. Не всегда эти воззрения совпадают, и приходится убеждать, договариваться, идти на компромиссы, обижать, быть обиженным, находить общий язык.

Сейчас мы на середине репетиционного процесса. Для спектакля это сложный, переходный возраст, как у ребенка. Происходит полное отрицание уже сделанного, ощущение катастрофы, паника. Но я знаю, что этот период закончится. Надо иметь силы через него пройти. А дальше все будет хорошо.

– Вы демократичный режиссер?

– Я режиссер, который, как мне кажется, знает, чего он хочет, видит конечную цель и правдами и неправдами тащит себя и всех остальных к этой цели. Это происходит иногда кнутом, иногда – пряником, иногда – подорожником, прикладываемым к больному месту, иногда – карамелькой, иногда – касторкой.

– Лаборатория – единственная возможность для молодого режиссера поставить спектакль в Москве?

– Если исходить из моего опыта, то да. Мы не можем ждать милости от природы. Пока ты ничем не доказал, что достоин того, чтобы тебе выделили артистов, деньги, время, единственный способ – броситься в горнило, за несколько дней лаборатории вложить в артистов свою идею, сделать так, чтобы они тебе поверили и выдали результат, который покажет тебя как интересного режиссера.

– Есть какие-то минусы в режиссерских лабораториях?

– Вообще, у лабораторий сплошные плюсы. Это плюс для актеров – труппа мгновенно приходит в тонус. Для режиссеров это обкатка собственных сил в боевых условиях. Театр тоже ничего не теряет, только приобретает, ведь удачный эскиз можно взять в работу. Для театрального сообщества это открытие новых имен, возможность познакомиться с новым поколением режиссуры.

Есть минус, который в основном касается провинциальных театров. Ты приезжаешь из какого-то крупного театрального города. У тебя куча идей, ты насмотрелся Бутусова, Някрошюса, Богомолова, ты все это пытаешься переварить в своей голове и дать артистам совершенно другое театральное видение. Потом уезжаешь. А они остаются. И периодически пишут тебе о том, как было хорошо во время лаборатории. Это грустно.

Возможно еще один минус в том, что мобилизовать себя на недельную работу в лаборатории все же легче, чем выдержать длительный марафон постановки большого спектак-ля. Когда режиссер привыкает к своеобразной легкомысленности лабораторий, ему бывает трудно, а подчас и невозможно, довести хороший эскиз до полноценной премьеры. И бывает так что “лабораторным” режиссером оставаться проще, а следующий шаг вызывает слишком много опасений.

– Параллельно с работой над “Вием” вы ставите в РАМТе детский спектакль. Это была ваша инициатива – спектакль для детей?

– Если бы не РАМТ и лично Алексей Владимирович Бородин, то ни Таганки, ни моей московской режиссерской карьеры вообще бы не было. Почему он в меня поверил? Я не знаю. Это, конечно, безумно приятно, но накладывает огромную ответственность. Как-то раз он вскользь сказал мне: “Ну ты, Саш, подумай о детском спектакле на большой сцене”. Я подумал, пошел в книжный магазин в отдел подростковой литературы и стал читать-читать-читать. В один прекрасный день я прочел книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак “Смерть мертвым душам” и понял, что это крутые авторы, их можно ставить. Тут же прочел их “Я хочу в школу!”, и у меня случилось то самое состояние – я почувствовал, что если я это не поставлю… не знаю, какой-нибудь армагеддон случится. Я прибежал с этой книгой к Алексею Владимировичу. Но Бородин не был бы Бородиным, если бы принимал спонтанные решения. Он взвешивал мое предложение около года. И лишь когда пришел к пониманию того, что это необходимо для театра, началась работа.

– Как авторы отнеслись к идее постановки?

– Счастливы! Они очень хорошие, позитивные люди и очень стараются, чтобы их книги приносили пользу. Андрей и Женя помогали мне в написании инсценировки, постоянно поддерживают меня морально.

– Ваши спектакли обычно довольно сложны по форме, насыщены множеством символов, отсылок. Детский спектакль не будет исключением?

– Конечно, нет. Я никогда не боялся, что меня могут не понять. Главное – зрителю должно быть интересно. Если ему будет интересно, он сломает себе голову, но постарается понять. А если все сразу окажется понятно, то незачем возвращаться на спектакль, незачем возвращаться к нему и мысленно. Дети не глупее нас. Часто их эмоции и переживания гораздо драматичнее, чем у взрослых. Поэтому не нужно упрощать для них режиссерский язык.

Главное средство выразительности театра – это артист, живой, дышащий, от которого исходит тепло, энергия, игра которого каждый раз неповторима. От этого и надо плясать. Нужно искать не голое правдоподобие, а интересный образный язык, понятный поколению “всемирной сети”. И когда найдем этот ключ, зритель сам, как мышка, пойдет в эту театральную “мышеловку” с красивыми картинками. А мы захлопнем эту мышеловку и заставим его съесть сыр под названием “смысл”.

– Как вы понимаете, удалось или нет найти этот язык, вкусил ли зритель вашего “сыра”?

– По людям, по их реакции. Одна зрительница как-то написала: “Я никогда не ходила на выборы, но после вашего спектакля я поняла, что должна”. Это было после спектакля “Мне повезет”. То есть человек благодаря театру понял, что от его маленького голоса что-то зависит. Значит, мы все делаем правильно.

– В Луганске у вас была своя театральная студия. Расскажите о ней.

– Когда-то я очень хотел ставить. Мне казалось, что я понимаю что-то о новом театре. Конечно, я ошибался. Но было еще несколько студентов нашего театрального вуза, которым тоже хотелось другого театра. Мы поверили в утопическую мечту, что возможен театр ради театра. Мы были фанатиками, которых хлебом не корми, дай только рассказать со сцены, что они думают. Мы начали делать спектакли и совершили маленькую театральную революцию в своем городе, создали новую зрительскую прослойку, учили зрителей другому театральному языку.

– Какому?

– После нашего спектакля “Темница” один критик написал: “Пока многие ломают копья над вопросом, что первично – театр переживания или театр представления – театральная студия “Deep” находит свой ответ на этот вопрос – театр мысли”. Для меня важнее всего, чтобы зритель после спектакля думал. Театральная студия “Deep” – это дело всей моей жизни. И если у меня когда-нибудь будет хоть малейшая возможность возобновить ее – где угодно – я все брошу ради этого.


Источник - «Экран и сцена», № 18 за 2016 год
Во время посещения данного сайта ГБУК "Театр на Таганке" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.