Размер Цвет Изображения Выйти
Архивные спектакли //

Серсо

Автор: Виктор Славкин


Премьера «Серсо» состоялась на Малой сцене Театра на Таганке в июне 1985г., но спектакль остался едва ли не главным событием и последующего, 1986г.
«Серсо» — шедевр русского психологического театра, с магической проницательностью выявивший в героях, обыкновенных советских людях, их непреходящий душевный свет, — надолго становится эталоном режиссерского мастерства, преображающего актеров в долгом и трудном путешествии к сути драматического искусства. В понимании Васильева театр не может служить ни запросам государства, ни летучим настроениям общества. Это, скорее, секта, орден одиноких верующих пилигримов.
Личность Васильева — могущественного колдуна, творителя своего художественного мира — явится главным прообразом следующего поколения режиссеров.

Премьера: 1985 г.

РежиссерАнатолий Васильев


 ПетушокАльберт Филозов
ВалюшаЛюдмила Полякова
ПашаДальвин Щербаков
Владимир ИвановичЮрий Гребенщиков
КокаАлексей Петренко
ЛарсБорис Романов
НадяНаталья Андрейченко

 

 

Анатолий Александрович Васильев.

Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков надеется добиться возвращения в Москву знаменитого театрального режиссера и педагога Анатолия Васильева, с 2007 года живущего и работающего во Франции. 

Театральный режиссер и педагог Анатолий Александрович Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Лопатинского района Пензенской области.

Окончил химический факультет Ростовского государственного университета. Несколько лет работал по специальности.

В 1968 году поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую Андрея Попова и Марии Кнебель. В 1972 году в учебном театре ГИТИСа выпустил спектакль «Сказки старого Арбата» Алексея Арбузова.

После окончания института в 1973 году Васильев пришел в труппу МХАТа, под руководством Олега Ефремова репетировал в качестве режиссера стажера спектакль «Соло для часов с боем».

В качестве второго режиссера, режиссера ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТ «Медная бабушка» (1975), «Нина» (1976), «Путь» (1981).

В начале своей режиссерской карьеры осуществил несколько постановок в провинции: «Женщина за зеленой дверью» (1974, Уфа) и мюзикл Джерри Германа по либретто Майкла Стюарта «Хэлло, Долли!» (1976, Ростов на Дону).

В 1977-1982 годах режиссер театра им. К. С. Станиславского, возглавляемого в те годы педагогом Васильева по ГИТИСу Андреем Поповым.

Поставил спектакли"Первый вариант «Вассы Железновой» по пьесе Максима Горького и «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе одного из драматургов «новой волны» Виктора Славкина. Обе постановки стали в Москве сенсациями.

Вынужденный в 1982 году покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Юрием Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетировал и в 1985 году выпустил спектакль по пьесе Виктора Славкина «Серсо». Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.

В 1987 году Анатолий Васильев возглавил собственный театр «Школа драматического искусства», который открылся постановкой пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Критика назвала этот спектакль «лучшим романом о театре».

В стенах «Школы драматического искусства» происходила подготовка актеров и режиссеров. Учебный процесс осуществлялся в форме студенческих семинаров и лабораторий. 

Под руководством Анатолия Васильева в ШДИ были выпущены спектакли «Дюма» — главы из романов Александра Дюма (1987), «Визави» — главы из романов Федора Достоевского (1988), «Бесы» по роману Достоевского (1988), «Мопассан» (1988), «Диалоги об искусстве» по Оскару Уайльду (1989),"А. С. Пушкин. «Дон Жуан или „Каменный гость“ и другие стихи» (1998), «Медея. Материал» (2002) по пьесе Хайнера Мюллера, «Из путешествия Онегина» (2003) Александра Пушкина, «Илиада. Песнь двадцать третья» (2004) по Гомеру и др.

В ШДИ были продемонстрированы представления «Каждый по своему» по пьесе Луиджи Пиранделло (1991), «Фьоренца» по пьесе Томаса Манна (1991  1993) и роману Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1992  1993), представления по пьесам «Школа жен» и «Амфитрион» Мольера (1992); по стихотворениям и «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина (1992  1994); по роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (1994).

Были осуществлены совместные проекты: двуязычная постановка пьесы Ведекинда «Пробуждение весны» с «Лабораторией для театра» города Люцерна в Швейцарии (1990), проект «Я Чайка» по пьесам Антона Чехова на театральном фестивале в городе Вольтерра в Италии (1991), проект спектакля по роману Достоевского «Идиот» с актерами центра Кюнстлерхаузбетаниен в Берлине (1992) и др.

Анатолий Васильев сотрудничал с зарубежными театрами. Он ставил спектакли в театре «Комеди Франсез» в Париже, в Художественном театре в Будапеште в «Немецком Национальном Театре и Государственной Капелле Веймара» (Германия) и многих других. 

В апреле 2001 года театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева был принят в «Союз театров Европы». 4 мая 2001 года состоялось открытие нового здания театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке в Москве.

В апреле 2006 года после конфликта с московскими властями Анатолий Васильев был уволен с поста художественного руководителя театра «Школа драматического искусства».

В 2007 году он подал заявление о прекращении сотрудничества с ШДИ и покинул страну.

В течение многих лет Анатолий Васильев занимался педагогической деятельностью. В 1980-х годах он преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 год вел мастерские кинорежиссуры на курсах

Сергея Соловьева и Марлена Хуциева.

Преподавал режиссуру на заочном отделении Российской академии театрального искусства (ГИТИС).

С 2004 года — руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе (Франция).

Анатолий Васильев — обладатель большого количества российских и зарубежных наград.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999); лауреат премии им. К. С. Станиславского (1988); лауреат премии Фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), обладатель премий «Золотая маска» (1997) и «Триумф» (2001); лауреат премии критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, 1990) и др.

Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1989); Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 2007).