Премьера «Серсо» состоялась на Малой сцене Театра на Таганке в июне 1985г., но спектакль остался едва ли не главным событием и последующего, 1986г.
«Серсо» — шедевр русского психологического театра, с магической проницательностью выявивший в героях, обыкновенных советских людях, их непреходящий душевный свет, — надолго становится эталоном режиссерского мастерства, преображающего актеров в долгом и трудном путешествии к сути драматического искусства. В понимании Васильева театр не может служить ни запросам государства, ни летучим настроениям общества. Это, скорее, секта, орден одиноких верующих пилигримов.
Личность Васильева — могущественного колдуна, творителя своего художественного мира — явится главным прообразом следующего поколения режиссеров.
Премьера: 1985 г.
Режиссер | Анатолий Васильев |
Петушок | Альберт Филозов |
Валюша | Людмила Полякова |
Паша | Дальвин Щербаков |
Владимир Иванович | Юрий Гребенщиков |
Кока | Алексей Петренко |
Ларс | Борис Романов |
Надя | Наталья Андрейченко |
Анатолий Александрович Васильев.
Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков надеется добиться возвращения в Москву знаменитого театрального режиссера и педагога Анатолия Васильева, с 2007 года живущего и работающего во Франции.
Театральный режиссер и педагог Анатолий Александрович Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Лопатинского района Пензенской области.
Окончил химический факультет Ростовского государственного университета. Несколько лет работал по специальности.
В 1968 году поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в мастерскую Андрея Попова и Марии Кнебель. В 1972 году в учебном театре ГИТИСа выпустил спектакль «Сказки старого Арбата» Алексея Арбузова.
После окончания института в 1973 году Васильев пришел в труппу МХАТа, под руководством Олега Ефремова репетировал в качестве режиссера стажера спектакль «Соло для часов с боем».
В качестве второго режиссера, режиссера ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТ «Медная бабушка» (1975), «Нина» (1976), «Путь» (1981).
В начале своей режиссерской карьеры осуществил несколько постановок в провинции: «Женщина за зеленой дверью» (1974, Уфа) и мюзикл Джерри Германа по либретто Майкла Стюарта «Хэлло, Долли!» (1976, Ростов на Дону).
В 1977-1982 годах режиссер театра им. К. С. Станиславского, возглавляемого в те годы педагогом Васильева по ГИТИСу Андреем Поповым.
Поставил спектакли"Первый вариант «Вассы Железновой» по пьесе Максима Горького и «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе одного из драматургов «новой волны» Виктора Славкина. Обе постановки стали в Москве сенсациями.
Вынужденный в 1982 году покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Юрием Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетировал и в 1985 году выпустил спектакль по пьесе Виктора Славкина «Серсо». Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.
В 1987 году Анатолий Васильев возглавил собственный театр «Школа драматического искусства», который открылся постановкой пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Критика назвала этот спектакль «лучшим романом о театре».
В стенах «Школы драматического искусства» происходила подготовка актеров и режиссеров. Учебный процесс осуществлялся в форме студенческих семинаров и лабораторий.
Под руководством Анатолия Васильева в ШДИ были выпущены спектакли «Дюма» — главы из романов Александра Дюма (1987), «Визави» — главы из романов Федора Достоевского (1988), «Бесы» по роману Достоевского (1988), «Мопассан» (1988), «Диалоги об искусстве» по Оскару Уайльду (1989),"А. С. Пушкин. «Дон Жуан или „Каменный гость“ и другие стихи» (1998), «Медея. Материал» (2002) по пьесе Хайнера Мюллера, «Из путешествия Онегина» (2003) Александра Пушкина, «Илиада. Песнь двадцать третья» (2004) по Гомеру и др.
В ШДИ были продемонстрированы представления «Каждый по своему» по пьесе Луиджи Пиранделло (1991), «Фьоренца» по пьесе Томаса Манна (1991 1993) и роману Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1992 1993), представления по пьесам «Школа жен» и «Амфитрион» Мольера (1992); по стихотворениям и «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина (1992 1994); по роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (1994).
Были осуществлены совместные проекты: двуязычная постановка пьесы Ведекинда «Пробуждение весны» с «Лабораторией для театра» города Люцерна в Швейцарии (1990), проект «Я Чайка» по пьесам Антона Чехова на театральном фестивале в городе Вольтерра в Италии (1991), проект спектакля по роману Достоевского «Идиот» с актерами центра Кюнстлерхаузбетаниен в Берлине (1992) и др.
Анатолий Васильев сотрудничал с зарубежными театрами. Он ставил спектакли в театре «Комеди Франсез» в Париже, в Художественном театре в Будапеште в «Немецком Национальном Театре и Государственной Капелле Веймара» (Германия) и многих других.
В апреле 2001 года театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева был принят в «Союз театров Европы». 4 мая 2001 года состоялось открытие нового здания театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке в Москве.
В апреле 2006 года после конфликта с московскими властями Анатолий Васильев был уволен с поста художественного руководителя театра «Школа драматического искусства».
В 2007 году он подал заявление о прекращении сотрудничества с ШДИ и покинул страну.
В течение многих лет Анатолий Васильев занимался педагогической деятельностью. В 1980-х годах он преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 год вел мастерские кинорежиссуры на курсах
Сергея Соловьева и Марлена Хуциева.
Преподавал режиссуру на заочном отделении Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
С 2004 года — руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе (Франция).
Анатолий Васильев — обладатель большого количества российских и зарубежных наград.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993).
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999); лауреат премии им. К. С. Станиславского (1988); лауреат премии Фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), обладатель премий «Золотая маска» (1997) и «Триумф» (2001); лауреат премии критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, 1990) и др.
Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1989); Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 2007).