Размер Цвет Изображения Выйти

Тартюф

Жан-Батист Мольер

Режиссер — Юрий Любимов

По пьесе Жана Батиста Мольера

«Тартюф» — один из самых прославленных спектаклей в таганском репертуаре. Ему почти полвека, столь долгая жизнь спектакля — явление редкое даже для мировой классики, являющей, как «Тартюф», вечные темы, характеры и нравы. Однако, мольеровский «Тартюф», родившийся в 17 веке, как ни странно, сегодня становится все более и более злободневным и актуальным сюжетом. По мере того, как мы больше стали думать о Боге и о месте религии в нашей повседневной жизни, стали возникать интересные проблемы. И сердце говорит, что нет ничего более отвратительного ложной показной религиозности, желания погреть руки на великих христианских заповедях любви и смирения.

Тартюф — пьеса, нередко разыгрывающаяся в жизни. Ханжа и притворщик втирается к кому-то в полное и непонятное доверие. Этого добронравного скромника, конечно, узнают все — на сцене и в жизни, не взирая на разоблачения, Тартюф неизменно близкий и современный персонаж, который во все века успешно морочит господина Оргона.

Однако, он – не вполне разгаданная фигура. Личность серая, унылая, ни талантами, ни обаянием не одарена, а так успешно влияет на людей. В Тартюфе главное то, что он цинично использует высокие устремления и живые чувства, играя именно на них. Вот Оргон — вполне земной субъект — потянулся было, как умел, к Богу, к небу. И он умиляется — святости, кротости, бескорыстию — чувствам, которые для него имитирует Тартюф, пользуясь его доверчивостью и чистосердечием.

Оргон предпочитает идеальную мифическую фигуру живым, правдивым членам своей семьи и оказывается на грани гибели — в пьесе, а в реальности, как мы понимаем, погибнет наверняка. Неоправданная нарочитость спасения – гениальное решение Мольера. Зато зритель выходит из зала более защищенным.

Легкая грациозная постановка, созвучная театру Мольера, сценографией напоминает карточный пасьянс. В дни премьеры спектакль пережил яростные нападки официальной критики, они тождественны тем, что переживал со своей пьесой сам Мольер, без конца терпя от прототипов своей комедии. В спектакль вовлечены фрагменты ее любопытной истории — письма Мольера к королю, предисловие к пьесе.

В работе над этим спектаклем сложился уникальный и счастливый творческий союз: режиссер Юрий Любимов, художники Михаил Аникст и Сергей Бархин, композитор граф Андрей Волконский и блестящий актерский состав, который всегда работает в «Тартюфе».

 

Премьера: 4 ноября 1968 г. 

Продолжительность: 2 часа 10 мин с одним антрактом

Основная сцена

12+