Композиция по текстам Библии, пьесе С. Ан-ского «Диббук», поэзии Иосифа Бродского и Даны Зингер, прозе Василия Гроссмана.
Авторы композиции: Игорь Пехович, Елена Ласковая, Мария Орлова
Режиссер — Игорь Пехович
Художник — Мария Орлова
Заняты актеры: Елена ЛАСКОВАЯ, Игорь ПЕХОВИЧ
Лауреат фестивалей:
1-го Всероссийского фестиваля «Памяти Высоцкого» (2 премии, в т.ч. приз за лучшую мужскую роль), Москва, 1994;
«Блуждающие звезды», Киев, 2003.
Участник фестивалей:
«Театр Русской драмы», Франкфурт-на-Майне, 1997;
8-го фестиваль монодрамы, Пермь, 1998;
«Дни памяти Соломона Михоэлса», Москва, 1998;
«Театральная площадь», Москва, 2001.
«Фестиваль театрального искусства», Дрезден, 2007.
Из прессы:
…для всех открытием стал спектакль «…но лучше мне говорить». Это экспрессивный и по-артистически очень тонкий монтаж из стихов И. Бродского, из текстов Священного Писания, из документов Второй мировой войны, из страниц романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»… Все это изящно смонтировано и очень пластично и точно исполнено. …
Татьяна Белозерова. Завершен фестиваль памяти Высоцкого. «Культура». Январь 1994.
Событием не только фестиваля, но и театральной жизни, по мнению жюри, стал спектакль «…но лучше мне говорить». Это философское осмысление трагической судьбы еврейского народа и различных сторон национального характера. Игорь Пехович, актер удивительного обаяния и беспредельных возможностей, признан лучшим исполнителем мужской роли. Партнерша Пеховича — восходящая театральная звезда Елена Ласковая. Этим актерам, кажется, под силу все. Здесь есть тончайший психологизм и гротеск, великолепная пластика и вокал…
И. Шведова. Высоцкому это понравилось бы. (Фестиваль «Памяти Высоцкого») «Московская правда». Февраль 1994.
Спектакль «…но лучше мне говорить» — подлинное открытие. .. Многие именитые, широко разрекламированные спектакли не могут сравниться по мощи и искренности с этой вдохновенной композицией… Это «попурри» сделано из мимолетных, даже отрывочных сцен, которые непонятны иногда по отдельности. Но взятые в целом, они приобретают глубокий целостный смысл. Эта работа, бесспорно, хороша и емка: дуэт Елены Ласковой и Игоря Пеховича, который также является режиссером, наделен редким сочетанием таланта, фантазии и гармонии. С первого мгновения, когда сильный парящий голос Ласковой величественно звучит в темноте, и при этом, как бы робко извиняясь, появляется Пехович в одиноком луче прожектора — эта пара — в полной гармонии. …Они пускаются с нами в трогательное путешествие сквозь исторические события и личный опыт… Музыкальное сопровождение — оба актера обладают прекрасными голосами — зажигают представление и поддерживают эту задушевную атмосферу. Некоторые моменты незабываемы вдвойне. Одна сцена, когда Ласковая стоически перечисляет, что сделали нацисты с евреями. Ее глаза полны страдания, и ее растянутые в улыбке губы выражают непреклонную волю… Сцену начинаешь ощущать по-настоящему, когда понимаешь, что это последние слова матери к сыну, и она скоро погибнет. Точно так же, когда Пехович читает математический список, описывающий геноцид евреев. Он выразительно играет в ритме, присущем великим актерам. Под конец свет гаснет, и он предает список огню. И пока он горит, этот неописуемый ужас растворяется в воздухе…
Джон Фридман. “Moscow Times”. Июнь 1994.
… Рождение актера — всегда загадка: его не снимешь замедленной съемкой, как научились снимать распускающиеся цветы. Наблюдая Пеховича в годы его обучения, я видел, что учить его, в сущности, нечему: актер готов, цветок распустился самостоятельно до того, как обратили на него внимание, и единственное, быть может, что нам остается, — это своевременно указывать на сорняки, а пока таковые не подросли, вдыхать аромат и радоваться… Пехович играет в «память наперекор времени» — но в каком смысле? Разумеется, не в том же, в каком пишут книги о судьбе еврейского народа. Если вслух разматывать фразу за фразой, зрители запутаются и заскучают; но если плотно сгрудить все, что показалось годным — стихи, анекдоты, истории из жизни, танцы, песни, — и пропустить через свое тело, то в теле как бы воскреснет пережитое не только тобой, но и теми, чей голос донесен в песнях, а жесты — в танцах. В ломкой фигуре Пеховича, в его лихорадочном лице, горящих глазах и высоком, гибком голосе живо то, что в культуре иногда костенеет, но всегда готово вновь расплавиться, — «песня, спетая в первый раз», как сказал бы Гротовский. Разумеется — евреем, таким же могущественным, опьяненным, пророчествующим, как Михоэлс, вибрирующие пальцы которого Мандельштам назвал «мыслящими». Так через стиль, форму, взятые единым касанием, легким, как выдох, воскрешает Пехович трагически объемное искусство своих предшественников 20-50-х годов и так встречается лицом к лицу с Исааком, которому Бог подарил лишнюю дышащую букву: встречается с самим собой в пространстве отзвуков.
Михаил Смоляницкий. «Встреча с собой». Журнал «Столица». Ноябрь 1994.
Игорь Пехович — яркий представитель театральной режиссуры последнего десятилетия России. Это все сделано талантливо, безупречно и с удивительным обаянием…. Наследник Мейерхольда и Михоэлса, он создает потрясающие сценические сокровища в контексте стыка тысячелетий. И. Пехович ставит спектакли о судьбах больших и маленьких людей, противостоявших машине тоталитаризма. Смелость, безапелляционность, гротеск и виртуозность находят выражение в простых декорациях…
Юри Мэттью Рюнтю: «Мировое Интеллектуальное Наследие. Россия-XXI Век» www.bravorussia.ru 1998
Пятый Международный фестиваль театрального искусства «Блуждающие звезды», посвященный творчеству Шолом-Алейхема, прошел в Киеве в сентябре. Настоящим «гвоздем» программы стал спектакль-дуэт «Голос»(«…но лучше мне говорить»), блестяще исполненный московскими актерами Игорем Пеховичем и Еленой Ласковой. В Музыкальном детском театре на Подоле, где проходил фестиваль, был аншлаг. Актеры сумели «взять» публику — сложная композиция, благодаря виртуозной игре, настоящему профессионализму была доступна; зал сопереживал происходящему на сцене, живо реагируя на мельчайшие нюансы постановки…
Елена Чучулашвили. Киев. CULTURЕ 19/62 October 2003. “Jewish Observer” — obozrevatel@jewukr.org
© 2003 Jewish Confederation of Ukraine — www.jewukr.org
…Пехович 15 лет назад попробовал сочетать стихи Бродского с библейскими текстами, прозой Гроссмана, стихами Даны Зингер и духовными песнопениями — получился спектакль «Голос»(«… но лучше мне говорить»). Голосов, строго говоря, два — это спектакль-дуэт: голоса Игоря Пеховича и Елены Ласковой продолжают друг друга, вторят, сливаются, образуя удивительный по красоте вокал — мало кто из драматических актеров способен на такую подачу звука. Е. Ласковая большую часть сценического времени остается по ту сторону занавеса, на фоне которого разворачивается действо, она — песня, отклик или эхо, и только в отрывке по Гроссману (она играет Мать) являет себя драматической актрисой в полной силе. И. Пехович же не уходит со сцены в течение часа, поражая зрителей качеством и разнообразием актерского существования: потрясающее лаконичностью и силой исполнение поэмы Бродского «Исаак и Авраам», песни, пантомима, фрагменты из Ветхого Завета, напряженно-бесстрастный отрывок о Холокосте, после которого и праздничная «Хава нагила» звучит покаянным псалмом… Его голос льется, как молоко и мед, дикция четкая, как на уроке сценречи, движения точны и убедительны. Игорь Пехович умеет вызвать такой эмоциональный резонанс, что может ставить и играть так, как хочет и чувствует, не заезжая ни в остраненный постмодернизм, ни в попсовую характерность…
Карина Зурабова. Сцена, открытая искусству. «Литературная газета». 19-25 ноября 2008г. № 47.
По сути, зрителю предложен обратный отсчет, путешествие по времени, движение от современного ассимилированного сознания к религиозному самоощущению. .. «Жест — выражение мысли» — вот тезис, характеризующий эту актерскую игру. Современный зритель не видел спектаклей основателя профессионального еврейского театра в России А. Грановского, мало что снято на кино- и фотопленку из спектаклей ученика А. Грановского, руководителя ГОСЕТа С. Михоэлса, но и по тому немногому, что сегодня доступно из их наследия, видно, что поиск И. Пеховича продолжается в направлении, положенном двумя этими режиссерами. Модерность как отказ от примет времени, от реалистических подробностей и социальной конкретики, стремление к обобщению, к притче, к выразительности на грани гротеска, свойственные театру начала XX века, присутствуют и в спектакле «Голос», успешно идущем в наши дни и впервые поставленном Игорем Пеховичем на рубеже Миллениума.
Александр Рапопорт. От «эпикейрос» к «ортодокс». Журнал «Лехаим». Июнь 2009. № 6.
Премьера: 1993 г.