19 декабря режиссер Андреас Мерц-Райков в рамках 3й сессии лаборатории «РЕПЕТИЦИИ» представит эскиз спектакля «Мать» по пьесе Б.Брехта.
- Приступая к таким постановкам с очень ограниченным ресурсом времени, лучше заранее знать – что ты хочешь сделать. Конечно, невозможно подготовить подробный план, в который потом просто «затолкать» людей и заставить их его исполнить. Поэтому, подготовившись, надо быть в состоянии встретиться с артистами и понять – кто перед тобой, в чем они сильны на сцене, и развить вместе с ними их финальную форму. О чем эта форма, о чем должна быть вся постановка, и каким образом мы будем пытаться ее осуществить, безусловно необходимо знать заранее.
В этой работе надо быть гибким, потому что с одной стороны режиссер должен быть неким вещателем, должен давать актерам ощущение, что знает, что делает, иначе ему никто не доверится. А с другой - одновременно с этим «вещанием», нужно очень четко и чутко воспринимать, что идет от артиста, что он за человек, как на него реагировать, потому что театр – это всегда очень личное взаимодействие, игра, строящаяся на личности. И конечно безумно интересно впервые встретиться с этими личностями. Как будто начинается игра в покер с новыми партнерами, ты начинаешь изучать – что это за человек, как он себя ведет? Хочет ли тебе понравиться, или у него какая-то своя, другая игра, может быть, он тебе не доверяет, или считает себя выше, умнее, это узнавание всегда очень интересно. Это, можно сказать, такой флирт, кокетство, но без сексуальности, это забавно, и вот в такую игру мы вчера играли. И еще неделю будем продолжать.
Себе же я всегда говорю – надо быть лучше и лучше, надо совершенствоваться. Это моя постоянная идея.
Постановка всегда отражает репетиционный процесс, его историю и историю актеров. И спектакль, по моему мнению, только тогда хорош, когда на сцене удается увидеть личности артистов, которые его играют. Ведь театр – это всегда о людях. И на сцене хочется видеть конкретных людей. Поэтому артисты всегда становятся частью концепции. Иногда бывает так: репетируешь и думаешь – вот это маленькая роль. А в конце оказывается, что она – одна из ключевых. Это результат репетиционного процесса. И это не результат того, что кто-то из артистов тебе понравился больше остальных, просто так оказалась вовлечена в спектакль его личная история.
Возможно, есть режиссеры, которые игнорируют личную историю, мне это чуждо. Так же, как чужда традиция вторых составов. Я никогда их не делаю. Если человек играет роль, то это его роль, и только он может это делать. С другим составом надо просто делать другой спектакль.
Так что, артисты обязательно влияют на постановку. Но и переписать пьесу я тоже не могу. Мне хочется думать, что в конце уже не форма будет держать актеров, а они возьмут верховенство над формой и ответственность за спектакль, что он станет их спектаклем.
Для меня артист идентичен персонажу, он не персонаж, но он рассказывает историю персонажа. Ведь в любой комнате, любом пространстве, если ты находишься там с каким-то человеком, ты уже находишься с ним в определенной реальности, и я исхожу именно из этого – с кем я. Моя работа в том, чтобы эту реальность, эту ситуацию понять, сделать ее полезной для спектакля, чтобы мы могли включить ее в постановку.
Например, у нас есть молодой актер Александр Метелкин, который еще только заканчивает обучение. И сейчас он оказался здесь среди опытных и профессиональных артистов, вот уже есть некое положение, иерархия, в которой он хочет что-то доказать, показать, на что способен, – разве это не подходит один к одному к его роли? К его отношениям с остальными персонажами? И этот материал у нас уже есть, мы можем с ним играть, развивать дальше, и обнаруживать еще истории в нашей реальности и с ними работать.
Я работаю так. Как другие – не знаю. Посмотрим, найдем ли мы все между собой понимание.
Каждую пьесу я ставлю только один раз, повтор спектакля для меня невозможен. Может быть, лет через 20 и можно вернуться к уже поставленной пьесе, будучи другим человеком, почувствовав и желая открыть в ней что-то новое.
Записала Елена Соловьева